Главный вопрос для органов двух ветвей власти сейчас один – вёрстка бюджета следующего года. Депутатам Горсобрания уже представили проект бюджета.
По предварительным прогнозам наполненность обнинской казны в 2025-м году составит 6 миллиардов 777 миллионов рублей. Расходы как всегда будут больше. Пока дельта составляет 187,5 миллионов рублей. И по традиции, бюджет социально ориентированный.
Мы встретились с председателем профильного комитета Горсобрания Андреем Зыковым и поинтересовались, доволен ли он распределением средств?
Не придётся пороть горячку
— Андрей Александрович, как вы оцениваете бюджет Обнинска-2025?
— Мне нравится, что по «социалке» произошло увеличение расходов. Это значит, что зарплаты сотрудников будут повышаться, послания президента учтены и не надо будет потом пороть горячку и искать средства, чтобы соответствовать этим требованиям. Значит, когда мы будем в течение года корректировать бюджет, изменения будут связаны с техническими вещами – что-то сломалось и срочно требуется ремонт или наоборот появились лишние деньги, и мы можем сделать больше, чем планировали.
Поэтому бюджет следующего года мне кажется более продуманным и реалистичным. Конечно, без перекосов, на мой взгляд, тоже не обошлось. Например, тот же транспорт, уже должен научиться «жить по средствам» и зарабатывать.
Транспортникам деньги урезать, а школам добавить?
— В прошлом году нашему транспортному муниципальному предприятию выделяли 39 миллионов рублей, в следующем запланировано — 120. Конечно, зарплаты водителей никакими указами не регламентируются, но у нас под боком Москва и если мы не будем людям хорошо платить, на автобусах просто некому будет работать.
— Это бесспорно. Просто заявлялось, что всё хорошо просчитано и транспортная система при новом раскладе будет самоокупаемой. Значит, не надо было говорить «А». Мы по-прежнему не видим чёткого анализа — сегодняшняя модель эффективна или нет? Эту схему взяли за аксиому и работают по ней. И я лично не вижу эффективности транспортной реформы. А ведь, если бы всё было грамотно просчитано, деньги, которые мы выделяем транспортникам, можно было бы перебросить в другие сферы.
— Кому, например?
— Тем же школам. Мы постоянно говорим о капремонте, но многие вопросы можно решать за счёт текущего ремонта. Согласитесь, такого, что школу закрывают из-за того, что там сгнили трубы, в Обнинске нет. В основном речь идёт о том, чтобы учебные заведения выглядели опрятно. Мы считали, что для того, чтобы привести все школы в порядок надо 250 миллионов рублей. Никто не просит сделать это одномоментно, но за несколько лет вполне возможно.
А мы ежегодно выделяем 10 миллионов рублей на все школы и столько же на детские сады. Это какая-то капля в море.
Ещё, я думаю, что подушевое финансирование ТОСов тоже не очень корректно. Например, новые районы могут оказаться более густонаселёнными, чем старые, а фронт работ у первых намного меньше.
— Недавно прозвучала мысль, что при выделении денег на благоустройство, вперёд надо пропускать тех, кто готов поучаствовать в процессе. Вы как к этому относитесь?
— Мне кажется это не очень правильно. У нас есть «бедные» районы, где люди получают не более 30 тысяч в месяц. О каком софинансировании может идти речь или там никогда не делать тот же тротуар?
Я честно скажу, что когда выделяются деньги на ТОС, куда они будут использованы всё-равно решает муниципалитет. К жителям просто обращаются за советом, но это не гарантирует, что всё будет, так как хотят люди.
Вопрос, готова ли условно комиссия администрации на непопулярные меры, объясняя, что в одном дворе вроде бы всё хорошо, а у соседей всё плохо, поэтому деньги будут перенаправлены туда? Я считаю, что надо прописать правила, чтобы граждане понимали, почему в этом году не они первые.
Не нацпроектами едиными
— Андрей Александрович, а что можете сказать о распределении средств в культуре, спорте?
— Я на самом деле доволен и понимаю, что мы выше головы не прыгнем. По некоторым учреждениям добавили средств на ремонты. Нашумевший ДК ФЭИ прописан в бюджете прямой строкой, хотя достаточных сумм на ремонт там нет. Поймите, проект сделают, это 3-4 месяца, а дальше что? Сотрудники говорили, что у них острая проблема и ждать годами ремонта невозможно.
— То есть вам кажется не стоит ждать, когда ДК ФЭИ войдёт в нацпроект?
— Это, как и со школами, есть капремонт и текущий. Выиграем мы, войдём в нацпроект – хорошо, сэкономим свои деньги. Но мы их заложили, и ДК ФЭИ знает, что трубы не лопнут, сцена не упадёт, экран будет работать. А когда мы надеемся на нацпроект, что будет, если мы в него войдём через год или два? Закрыть на это время учреждение?
Как председатель обнинской Федерации лыжных гонок Могу сказать, что проходимость леса на Лыжероллерной трассе иногда больше, чем в самом крупном ТЦ. Поэтому на базе спортшколы создаётся система подготовки трасс. Этот сезон покажет, удастся ли сделать нам не только отличную лыжню, но и качественное место для прогулки горожан.
Губернатор поддержал
— На днях вас поддержал губернатор, одобрив покупку ратрака, если половину суммы найдут спонсоры. Реально ли найти спонсоров?
— Очень важно, что это было проговорено в прямом эфире, за что я очень благодарен Владиславу Валерьевичу Шапше, потому что теперь нам есть с чем идти к бизнесу и лыжному сообществу. Но надо понимать, что городу не удастся остаться в стороне, потому что покупка техники – это лишь первый шаг, а её надо ещё и обслуживать.
На самом деле, наши предприниматели всегда помогают городу. Возможности, конечно, у всех разные, но главное, что люди открыты и готовы помогать. И если взять в целом по городу, то не запредельная сумма нужна для покупки ратрака. Но ещё раз подчеркну, то, что прозвучал посыл со стороны губернатора – дорогого стоит.
Евгения Никитина