Стресс как следствие перемен

В очередную передачу по пропаганде здорового образа жизни из цикла «Обнинск — здоровый город» врач Зиновий Гуров пригласил врача-психиатра и психотерапевта Ирину Владимировну Куц. Речь шла о стрессах у детей и о том, как с ними справляться. Предлагаем нашим читателям наиболее важные и интересные фрагменты этой беседы.

— Когда китайцы хотят пожелать человеку что-то плохое, они говорят: «Чтоб вам жить в век перемен!». И сейчас у нас как раз такое время – время перемен и больших проблем. А если говорить о наших детях, то у них жизнь меняется постоянно. И, конечно, это может приводить к стрессам. А что такое стресс?
— Многие боятся этого слова – стресс. Но стресс является спутником нашей жизни, поскольку это нормальная физиологическая реакция организма и бороться с ним глупо. Жизнь любого человека начинается со стресса – с процесса рождения. Но надо знать, что стресс в норме — это кратковременная реакция нашего организма, которая мобилизует наши силы и подталкивает нас к каким-то действиям. А вот когда стресс затягивается, организм начинает истощаться. Приходит слабость, раздражение, тревога, головные боли, и вот на этом этапе уже нужно помогать и детям, и взрослым с этим справляться.
— Мы знаем, что нередко к состоянию стресса детей приводит школа. Так ли это?
-Да. Школьный стресс — это очень актуальная тема, и наверняка многие родители нередко сталкиваются с такой проблемой. Школьный стресс можно разделить на несколько больших этапов. И первый наступает, когда ребенок идет в первый класс. Это первая большая перемена в их жизни. Дети привыкли играть, двигаться, а тут им нужно 40-45 минут сидеть за партой и слушать учителя. К тому же на первый класс приходится так называемый «кризис семи лет». И начинаются истерики и манипуляции. Второй этап стресса — это пятый класс, когда начальная школа заканчивается и жизнь снова меняется: детям надо привыкать и адаптироваться к разным учителям. А память немножко снижается, и у детей нередко ухудшаются оценки. А самый ответственный момент — это выпускные классы. Здесь детей приводит к стрессу страх перед перед сдачей экзаменов и будущей новой жизнью, которую они, как правило, себе плохо представляют.
— И что же делать родителям?
— Самое главное для родителей — не ругать ребенка, не заставлять и не давить на него морально. А лучше попытаться с ним поговорить и разобрать его страхи. Это касается детей всех возрастов. С первоклассниками можно поиграть в школу. Пусть мама станет учеником, а ребёнок– учителем. Поверьте, вы узнаете много интересного. Также в форме игры или даже соревнования можно делать с ребенком домашние задания. А еще в первом классе, кроме адаптации к педагогу, идёт становление межличностных отношений у детей: кто-то обидел, кто-то толкнул… И здесь задача мамы и папы — подружить ребенка с его обидчиком.
— А как помочь более старшим детям?
— В пятом классе две основные проблемы: кабинетная система и множество новых учителей. Здесь тоже можно предложить ребенку игру, но в другой форме. Например, к задаче найти нужный кабинет можно относиться как к квесту. А чтобы понять учителей, опять поможет игра «в школу». Поставить ребенка на место взрослого – это хороший шаг к пониманию учителей. Что касается, выпускников, то здесь главное — не пугать его предстоящими экзаменами и тем, что он их не сдаст. Это может привести к самым трагическим последствиям – вплоть до суицида. Наоборот, надо попытаться донести до подростка, что экзамен – это не страшно, и это не конец жизни, а начало чего-то нового. И даже если ты плохо сдашь экзамены, есть разные варианты дальнейшей жизни.
— Ну, и напоследок, пожелайте что-нибудь нашим горожанам.
— Мне хочется искренне пожелать всем родителям, всем педагогам и, конечно, же детям справляться со стрессом всем вместе — с помощью семьи и учителей. Давайте делать это на раннем его этапе и не допускать до крайностей!

Записала М.Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *