ТОЧКА НАПРЯЖЕНИЯ

Концепция дворов без машин не прижилась в Обнинске.

Каждый знает, как тяжело найти место для своего «железного коня», когда ты приезжаешь поздно вечером домой. В микрорайонах с советской застройкой это можно хотя бы оправдать устаревшими нормативами. Ведь в СССР машина была роскошью, а не средством передвижения. Сейчас всё изменилось, но в новостройках картина ещё печальнее. Люди покупают квартиры, как правило, в кредит, а чтобы его выплачивать им приходится работать от зари до зари, нередко ещё и за городом. При таком раскладе машина становится необходимостью, которая всегда должна быть под рукой. Мы поинтересовались, какие нормы действуют сейчас и всегда ли застройщики, сдавая дом, обеспечивают необходимое количество машиномест.

На три квартиры эконом-класса одно парковочное место?

Как объяснили журналистам в управлении архитектуры и градостроительства, в парковочном вопросе всё решает количество людей и жилая площадь. В Калужской области по нормативу каждому человеку отводится 30 квадратных метров.
— Мы в Обнинске медленно, но приблизились к такому нормативу. Соответственно, если поделить площадь всех квартир в доме на эти 30 метров, станет понятно, сколько людей будет жить там, — объясняет руководитель ведомства Ольга Лапина.
Ну а дальше на 3-х человек в доме должно быть предусмотрено одно парковочное место, то есть, говоря простым языком, одна семья – одна машина. Конечно, эта формула не работает, особенно в домах эконом-класса. На первом этапе молодые семьи часто приобретают квартиры-студии и здесь уже ни о каких 30 квадратных метрах на человека говорить не приходится, то есть на три малогабаритные квартиры приходится одно парковочное место. Как после этого не биться за него?

Принцип неравенства

Проблема усугубляется ещё и тем, что в проекте дома учитываются и места в подземном паркинге. А стоят они недешево. Однако правило, что нашёл деньги на машину — найдёшь и на оплату стоянки, никто не отменял.
— Мы смотрим на практике, что когда народ въезжает в дом, он моментально в тот же год парковочное место, как правило, не приобретает, но проходит 2-3 года и места покупают, — рассказывает Ольга Ивановна.
Учитываются в проекте домов и платные надземные стоянки – многоуровневые бетонные коробки. В том же 55-м микрорайоне дворы все забиты машинами под завязку, а коммерческий паркинг рядом стоит наполовину пустой. И здесь цена вопроса невелика – достаточно ежемесячно платить арендную плату в несколько тысяч рублей. Но раскошеливаться на своё спокойствие и обеспеченное машиноместо, автомобилисты не хотят. Вероятно, играет принцип неравенства — почему кто-то должен бесплатно ставить машины во дворе, а я должен платить за это?

«Закручивание гаек» может привести к обманутым дольщикам

Кстати, сами застройщики, в проектах которых предусмотрены такие надземные конструкции, тоже не торопятся их строить. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на бывшую территорию ЦИПК. Казалось бы, чего проще: нет паркинга — нет разрешения на введение дома в эксплуатацию. Ведь именно так поступит комиссия, если, например, застройщик не оборудует подземную стоянку. Ольга Лапина говорит, что в последнем случае речь идёт о целостности конструктива дома, а упорство с надземными парковками может привести к появлению обманутых дольщиков. И заложниками ситуации, прежде всего, станут люди, купившие жильё, поэтому администрация ищет компромисс, прописывая графики появления многоярусных парковок.
— Такой паркинг на 300 машиномест возводится на улице Курчатова. Да мы видим, что сейчас улица Королёва заставлена машинами, но паркинг до конца года будет введён и ситуация изменится, — надеется Ольга Ивановна.
Параллельно на территории, где позже появятся новые дома, сейчас оборудованы временные парковки. Аналогичная ситуация в ЖК «Парковый», подземный паркинг должен появиться во втором доме, однако в первом уже живут люди, для стоянки машин которых тоже оборудованы временные парковки.

Дорога шире, а места для проезда всё-равно нет

В мэрии иллюзий не питают и говорят, что за примерами, когда люди не хотят ставить машины и платить деньги за многоуровневые стоянки, далеко ходить не надо.
— У нас есть ЖК «Зайцево», где до открытой парковки пройти 50 метров, но вы посмотрите, что там во дворе творится — все давятся, друг друга объезжают и жалуются на нечищеные дворы, — говорит Ольга Лапина.
Ольга Ивановна считает, что люди сами должны выбрать, что им важнее – поставить машину у входа в дом или, чтобы их дети, играя во дворах, не дышали выхлопами. Да и о безопасности забывать не стоит. Сколько раз пожарные жаловались, что из-за припаркованных «железных коней»не могут подъехать к месту возгорания.
Обычно в Обнинске делают шестиметровые проезды так, чтобы свободно могли разъехаться две машины. Однако там, где дороги расширяют, ситуация к лучшему не меняется.
— На улице Осенней в Заовражье сделали широкую 9-метровую дорогу и что в результате? Машины припаркованы с двух сторон проезда, а к школе невозможно подъехать, — констатирует начальник управления архитектуры и градостроительства города Обнинска.

Точка притяжения есть, а где парковки?

В мэрии говорят, что для того чтобы удовлетворить запросы населения по парковочным местам, надо весь город закатать в асфальт, и леса тоже. Однако есть в наукограде точки, которые вызывают множество вопросов. Например, тот же ЖК «Циолковский». Да, внутри для жителей и гостей застройщики сделали шикарную подземную стоянку, а вот как быть тем, кто приехал в организации, расположенные на цокольном этаже? Тоже ехать в подземный паркинг, оставлять там свою машину, а потом возвращаться назад, чтобы на несколько минут заскочить по делам?
В этом году площадь у дуба напротив Дома учёных благоустраивают, надеясь, что она станет точкой притяжения не только для местных жителей, но и для гостей Обнинска. А где этим самым гостям оставлять свой транспорт, когда они приедут к нам? Глава обнинской администрации Татьяна Леонова уверена, что места хватит всем, ведь по проекту вдоль проспекта Ленина будет продолжена парковка. Но хватит ли её для всех желающих посетить этот центр? – вот в чем вопрос. Хочется надеяться, что да, в противном случае мы получим мощную точку напряжения и транспортный коллапс посреди первого наукограда.

Евгения Никитина