РАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫ

В «Заовражье» появится новая точка аптечной сети «Хэлзфарм».

С директором аптечной сети «Хэлзфарм» Андреем Зыковым о состоянии дел на рынке лекарств мы говорили весной, когда в отношении нашей страны ввели санкции. К счастью, фармотрасль в «расстрельный список» не попала, хотя некоторые бренды исчезли с полок аптек.
Как обстоят дела сегодня и привели ли «экономические колебания» к подорожанию препаратов, а именно это больше всего беспокоит население? Лайфхаком о том, как найти самые «вкусные» цены на препараты, с читателями «Обнинского Вестника» поделился Андрей Александрович.

Отсутствие ажиотажа «приземлило» цены

Директор аптечной сети «Хэлзфарм» Андрей Зыков говорит, что ситуация с наличием или отсутствием тех или иных лекарств сегодня мало чем отличается от весенней:
— Исчезли какие-то единичные препараты, причем они не относятся к так называемой «ходовке». В некоторых случаях — сам производитель не ушёл из России, его препараты есть в аптеках, но другие просто исчезли с рынка лекарств.
Вероятно, решающим фактором стала экономика. Фармацевты считают, какие препараты им выгодно производить, а какие менее востребованы и не дают желаемой прибыли.
А как обстоят дела с ценником на лекарства? Ведь если брать те же продукты, и сколько бы не уверяли граждан, что цены на них практически не растут, средний чек показывает обратное.
— В момент, когда начался ажиотаж, некоторая инфляция была. Для препаратов, которые не относятся к категории жизненно важных, производители повышали отпускные цены. И у нас на складах ещё остались остатки мартовских поставок, которые дороже, чем то, что приходит сейчас, — говорит Зыков.
Не последнюю роль сыграло и отсутствие ажиотажа. Если весной граждане пытались закупаться впрок, то летом спрос упал. Наступивший дачный сезон и сделанные запасы привели к небывалому затишью в аптеках этим летом. Сейчас же спрос вошёл в свою обычную колею.
— Если сравнивать с ценами прошлого года, то в среднем рост составил 3,5-4%, — объясняет Андрей Александрович. – Обращаю внимание, что это усреднённый показатель. Какие-то позиции выросли в цене больше, какие-то вообще не изменились.

Маркетинговые игры

А какую стратегию выбрать гражданам, чтобы не переплачивать за лекарства? Раньше считалось, что в интернет-аптеках цены на препараты ниже. Поэтому люди заказывали необходимые им медикаменты по сети, благо уже на следующий день они оказывались в пункте выдаче – аптеках, которые находятся по соседству. Теперь можно встретить и диаметрально противоположные ситуации, когда в городских точках ценовая категория ниже.
— Во-первых, надо смотреть конкретного производителя. Цены на лекарства от разных фармкомпаний могут отличаться в разы. Причем нарушений закона здесь нет, — объясняет директор аптечной сети «Хэлзфарм». — А дальше всё зависит от маркетинговых игр. Честно скажу, меня это на фармацевтическом рынке больше всего раздражает.
Андрей Зыков не ленится на каждом совещании, которое проходит на высоком уровне, озвучивать проблему. А ведь расклад мало чем отличается от того, как производители взаимодействуют с продуктовыми дискаунтерами. Фармкомпании нередко занижают цены на товар крупным игрокам рынка. Здесь всё понятно и клиент от такой политики только выигрывает. Но случается и другое, когда производитель, так сказать, договаривается с крупным дистрибьютером о поставках по завышенному тарифу. И тогда уже страдают и аптечники, и покупатели.
— Получается, такая дестабилизация — где-то пусто, где-то густо, оттого и цены на товар скачут. И я считаю, что это неправильно, — озвучивает свою позицию Андрей Александрович.
Например, для оптовика без разницы какой препарат он будет доставлять в аптеку – дешёвый или дорогой. Затраты одинаковы. Поэтому наценка в виде процента от стоимости лекарства здесь не совсем уместна. Бывают же и совсем непонятные случаи. К примеру, в регионе, где находится логистический хабмедикамент, лекарство стоит дороже, чем в соседней области, куда его ещё надо отвезти. Всё это потому, что цены на жизненно важные препараты разнятся.

Новые сервисы – новые возможности

Так как всё-таки ориентироваться простому человеку во всех этих нюансах?
— Я бы так сказал, если вдруг у вас, предположим, горло заболело, то зашёл в ближайшую аптеку, купил лекарство и начал лечиться. В таких случаях смысла сверять цены вообще нет. А хроническим больным, конечно, надо искать самые выгодные предложения на нужный им препарат, — честно говорит Андрей Зыков. – Сейчас Обнинск активно подключается не только к сервисам доставки лекарств, а к так называемым сервисам бронирования. Там человек может посмотреть, что возможно купить сейчас в конкретной аптеке, причем существует ещё и сортировка по цене. Наша сеть уже подключилась к Megapteka, сейчас постараемся по максимуму и другие такие сервисы охватить, чтобы человек мог, сидя на диване, собрать себе заказ.
Здесь аптечники преследуют и свои цели. Ведь если те же хронические больные поймут, что чаще всего нужный им препарат по привлекательной цене они покупают в одной точке, в дальнейшем люди вряд ли будут искать другие. А кому-то понравится обслуживание и объяснение фармацевта. И это тоже постоянный клиент, который может рассчитывать на накопительные скидки.
— У нас действует бонусная система. Я просматриваю периодически, как идёт движение и понимаю, что этой программой лояльности часто пользуются хронические больные. Более того, люди могут написать заявление, если хотят приобрести большую партию препаратов, мы пойдём навстречу и ещё больше снизим цены, — обещает директор аптечной сети «Хэлзфарм».

Доверие клиентов – на первом месте

Однако есть в политике компании то, что остаётся неизменным – в «Хэлзфарме» не продают препараты, у которых подходит к концу срок годности. Аптечникам очень важно сохранить доверие покупателей, ведь такой препарат на деле может оказаться «пустышкой». Кроме того, просроченные лекарства надо сжигать, а это тоже непростая процедура.
А как сегодня чувствует себя сама аптечная сеть «Хэлзфарм», ведь бизнесу сейчас приходится тяжело?
— Ситуация непростая, — не скрывает Зыков, – но отношения с партнёрами стабильны и ни одной торговой точки не закрыто. Более того, скоро появятся новые. Надеюсь, до нового года в «Заовражье» откроем точку. Микрорайон большой, поэтому, возможно, там и в дальнейшем будем расширяться.
Ещё одна аптека под брэндом «Хэлзфарм» откроется в Малоярославце. А в будущем, учитывая перспективы развития посёлка Мирный, новая точка компании может появиться и в этой части Обнинска.

Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *