Проблемы и перспективы развития высшего образования

Традиционно в Обнинске в рамках празднования Дня российской науки прошел Совет ректоров Калужской области. В этот раз повестка заседания была сформирована, исходя из тем поднятых президентом страны на расширенном заседании президиума Госсовета и Совете при президенте по науке и образованию. Главные вопросы не новы: как поднять качество высшего образования и создать условия для привлечения молодежи в науку?

Как побороть столичный «пылесос»?

Ни для кого не секрет, что большая часть престижных вузов сконцентрирована в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. И именно туда стараются поступить выпускники школ. Поднять приоритет региональных учреждений – задача номер один. И просто убрав вузы-«пустышки», сделать это вряд ли удастся.
— Что президент сконцентрировал внимание на том, что московский и питерский «пылесосы» не «отсасывали» талантливых людей – это же ключевая проблема, — подчеркнул ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов. — Но это не значит, что все надо отдать регионам, областные вузы должны тоже постараться поднять свой уровень до ведущих вузов страны.
Стриханов отметил, что 80 абитуриентов, поступивших в МИФИ в 2019 году, были перенаправлены в обнинский филиал – ИАТЭ. По аналогичному принципу могут построить свою работу и другие учебные заведения, — считает Михаил Николаевич:
— Простых путей решения проблемы столичного «пылесоса» не существует. Если просто механически решат контрольные цифры Москвы снизить в 2-3 раза – рухнет образование. А вот обязать столичные вузы сотрудничать с региональными – это путь.

Мониторинг ради мониторинга

Министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев сказал, что его ведомство уже давно ведет мониторинг эффективности среди одиннадцати университетов региона. Критерии оценки самые разные, начиная от уровня зарплаты преподавателей и среднего балла ЕГЭ поступающих, заканчивая количеством педагогов и научной деятельностью, в которую они вовлекают студентов. Например, в обнинском ИАТЭ последний показатель превышен в 2,6 раза.
Несмотря на то, что все 11 вузов региона признаны эффективными, по словам Аникеева, мониторинг не дает реальной картины происходящего в учебных заведениях. В том же ИАТЭ в 2019 году количество преподавателей сократилось на 11 процентов. И это связано не с массовыми увольнениями. Просто студентов в вузе стало больше, а профессорско-преподавательский состав остался тем же. Однако есть и другие причины.
— Давайте, коллеги, будем откровенными, — призвал Александр Сергеевич, — выявляются случаи предоставления недостоверной информации, что трудно объяснить исключительно техническими ошибками и искажением системой при заполнении отчетных форм.
Фактически министр признал, что вузы подтасовывают факты, чтобы их никто не дергал. И тут уже встает другой вопрос: а зачем нужен такой мониторинг эффективности, если он сам не эффективен?

«Черный вход в вуз» и «отработочное рабство»

Еще один критерий оценки университетов — средний балл ЕГЭ абитуриента. Вроде бы правильно, цифры показывают уровень знаний студентов, которых берется обучать вуз. Но и здесь все не просто. Ректоры в своем мнении были едины: «статистику» им портят «целевики», поток которых будет расти.
Сама идея набора по целевому принципу правильная – регион, корпорация или учреждение, нуждающееся в определенных специалистах, платят вузу за обучение будущего профессионала, а он «отдает» деньги, отработав на предприятии 5 лет. Но направление в институт «целевики» получают по весне, естественно никаких результатов экзаменов еще нет. Да и стремиться получить высокие баллы при таком раскладе ребятам незачем. Место в вузе уже есть.
— Друзья мои, у нас средний балл ЕГЭ по общему конкурсу гораздо выше, чем средний балл ЕГЭ в рамках целевой квоты. И возникает не очень приятная ситуация, которую я называю — «черный вход в вуз». На самом деле это возможность для людей не с очень высоким баллом попасть в университет, — рассказывает ректор КГУ им. Циолковского Максим Казак.
Фактически университеты обязаны обучать «троечников», а перед «хорошистами» закрывают двери. Есть и обратная сторона этой медали – «отработочное рабство». Ведь будущий работодатель ничего не должен «целевику». Молодой специалист обязан отработать 5 лет, но на каких условиях он даже не знает.
И здесь у недобросовестных работодателей появляется возможность поставить систему на поток, создавая нечеловеческие условия «целевикам», ведь деваться тем некуда. А черед пять лет, когда люди покинут отрасль, на смену им придут другие, отучившиеся по такому же принципу. Поэтому существующее положение дел и кадровый вопрос не решает, и вузам «картину» портит. Ректоры считают, что контрактная подготовка была бы оптимальной в этой ситуации — были бы прописаны все условия, в том числе и будущая зарплата сотрудников.

Атомное «Сколково» — три в одном

Ну и конечно, по мнению Михаила Стриханова, наука и образование в вузе должны быть равноправными. В противном случае, учебное заведение не может носить громкого статуса — университет.
Инновационный научно-технологический центр – атомное «Сколково», который планируют построить на базе ИАТЭ, способен снять множество вопросов, объединив образование, науку и промышленность.
— Это то, чем мы вместе занимались два года, — подчеркивает глава обнинской администрации Владислав Шапша. – Это точка роста, которая позволит смычке науки, образования и инноваций найти пристанище. Центр даст возможность студентам и преподавателям участвовать в научной жизни и свои открытия воплощать в реальных стартапах, которые принесут и славу Родине, и налоги в бюджет.
Но все это в перспективе. Пока же ректоры Калужской области решили озвучить свои опасения и предложения тем, кто будет работать над законотворческой базой по развитию высшего образования в стране.
Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *