1252 первоклассника сядут за парты в Обнинске в новом учебном году. Какие они – сегодняшние первоклашки? Что им надо знать и уметь к началу школьной поры? На эти и другие вопросы отвечает начальник Управления общего образования г. Обнинска Татьяна Валерьевна Волнистова.
— Татьяна Валерьевна, как вы оцениваете уровень развития современных шести-семилеток?
— Уровень первоклассников, к сожалению, невысок. 60% детей страдают нарушениями речи. Это и дефекты произношения звуков и проблемы с восприятием устной информации. Это проблема всей России, и она говорит о том, что родители мало общаются с детьми дома, мало читают им книг. Мы называем таких детей – «кнопочные детки», т.е. дети, много времени проводящие за игрой в компьютерные игры.
— Что-то планируется предпринимать в связи с этой проблемой?
— Да, мы будем формировать в образовательных учреждениях комбинированные группы для детей с задержкой речевого развития, чтобы откорректировать эти проблемы уже на начальном этапе. Еще мне бы хотелось обратиться к родителям: Уважаемые родители! Слушайте наших специалистов. Если они рекомендуют вам обратиться к дефектологу, психологу, логопеду – это все в интересах вашего ребенка. И только совместная работа поможет вашему ребенку стать успешным.
— А какие требования на сегодня предъявляются к первоклассникам? Должны ли они уметь читать, писать или что-то еще?
Читать и писать – необязательно. Но мы все должны привыкнуть к тому, что у нас теперь дошкольное образование ступень общего. И выпускники детского сада должны обладать определёнными умениями. Другое дело, что пока еще ни методически, ни профессионально не сформированы требования к тому – каким конкретно должен быть семилетний ребенок. Единственное, что мы знаем — ребенок должен быть таким, чтобы адаптивный период в школе прошел спокойно.
— Ну, а что это означает на практике?
— Те дети, которые посещают ДДУ, через игру развивают мелкую моторику, навыки коммуникации со взрослыми, со сверстниками и с детьми другого возраста. Кроме того, мы в этом году разбили образовательные учреждения на своеобразные тандемы. Например, четвертая школа и соседний детский сад № 6 или Лицей технический с детским садом «Умка». И весть год они работают на обеспечение преемственности. То есть, будущие первоклассники бывали в школе на экскурсиях и на различных мероприятиях; воспитатели посещали уроки, а учителя из школы приходили к детям в садик и на родительские собрания. Все это делается для того, чтобы обеспечить легкий адаптационный период.
— А если ребёнок не посещает детский сад, ему будет сложнее адаптироваться к школе?
— Совсем не обязательно. Дело в том, что у нас полноценно работают группы кратковременного пребывания. На начало года мы сформировали 50 таких групп на 803 человека. А в ясли при распределении не попали 600 детей ясельного возраста. Всем им дали направления в группы кратковременного пребывания, и еще у нас остался ресурс – 200 мест. Если ребенок посещает такие группы, то он так же получает определенную подготовку. Но мы говорим о «ясельниках». А детей постарше родители стараются устроить в садик хотя бы на один предшкольный год. И сейчас места в садиках для всех детей старше 3 лет у нас есть.
— Обязательно ли ребенку посещать садик именно с сентября?
— Как я уже говорила, у нас теперь дошкольное образование — ступень общего. То есть, детские сады работают по специальным образовательным программам, которые стартуют так же, как и в школах, 1 сентября. Чтобы ребенок хорошо усвоил эту программу, желательно начинать водить его в сад с начала нового учебного года. Конечно, мы учитываем, что маме надо выходить на работу, когда ребенку исполнится 3 года, поэтому стараемся принять детей в любой месяц года. Но если есть возможность – лучше подождать начала нового учебного года.
— Родители, в основном, ответственно подходят к устройству детей в школы, и стараются устроить свое чадо к самому лучшему педагогу или в самую лучшую школу. Есть ли какой-нибудь негласный рейтинг самых популярных обнинских школ?
— Наиболее востребованы у родителей первоклассников школы №№ 16, 12, 13, лицей «Держава», расположенные в густозаселенных и строящихся районах. Но я хочу отметить, что у нас в городе сейчас начальная школа одинаково сильная во всех образовательных учреждениях. Мы перешли на новые стандарты и все условия для получения качественного образования созданы.
— Родители часто интересуются – обязаны ли они отдавать ребенка в школу строго по месту проживания или прописки?
Конечно же, нет! По месту жительства вашему ребёнку ОБЯЗАНЫ предоставить место в школе, но это совсем не означает, что вы ОБЯЗАНЫ отдавать своего ребенка именно в эту школу. Просто в другие, «не ваши», школы вас будут зачислять чуть позже, после того как сформируют списки всех, кого они принять обязаны. Кстати, в этом году в Обнинске сядут за парты 11 297 школьников. Это на 296 детей больше, чем в прошлом году – это целая новая школа! Количество детей увеличивается, и это не может не радовать.
Беседовала Марина Воронцова