Не ждали вас, а вы пришли…

Обнинцы любят говорить, что наш город находится в конце московского Ленинского проспекта. Правда, за долгими разговорами о включении Обнинска в Московскую область весть о том, что Москва подходит вплотную к нашим границам, застала нас врасплох.
Не мы к ней поближе, а она к нам вплотную. И неотвратимо. Ближе некуда. И так быстро, что и подготовиться-то не успели.
Впрочем, подготовиться не успели не только мы: для самой Москвы такое громадное и стремительное расширение тоже было внезапным, неподготовленным и создающим массу проблем. Проблем, которые в ближайшие годы предстоит интенсивно решать.
Но нас в связи с расширением Москвы будут интересовать не проблемы Москвы, о которых написано много, а проблемы, возникающие у Обнинска, о которых не написано практически ничего.

Андрей Борисов
Обнинский вестник

80 км до МКАД и 20 км до новой границы Москвы – это две большие разницы: географическое положение нашего города поменялось кардинально. Об этом и попробуем поговорить. Во-первых, в непосредственной близости от нашего города формируется громадная стройка, которая будет разворачиваться не меньше пары десятилетий. Это значит, что в Подмосковье, включая окрестности Обнинска, мощный импульс получит производство строительных материалов. Размещение новых предприятий, выпускающих разнообразную строительную продукцию от асфальта до металлоконструкций, ни у кого, как правило, восторгов не вызывает. Это не слишком сложное и довольно грязное производство, мягко говоря, плохо вписывающееся в идеологию развития Обнинска как наукограда, и не больно-то отвечающее настроениям его жителей.
Но против лома нет приёма. У нас под боком разворачивается развитие громадного мегаполиса с полутора десятками миллионов жителей, и это развитие происходит по своим правилам, которые не зависят не только от воли обнинцев, но и даже от воли федеральных и московских чиновников, зато неплохо описаны в урбанистике. И эти правила таковы, что ближайшие окрестности мегаполиса – это всегда зона обслуживания его центра. Так было в древнем Вавилоне и древнем Риме, так есть в современном Токио или в современном Рио-де-Жанейро. Это всегда – место размещения строительных мощностей, работающих на нужды строительства в центре. И если Обнинск будет противиться размещению таких предприятий на своей территории, они всё равно будут размещаться в его ближайших окрестностях. И существенную часть их работников будут составлять обнинцы, которых переманят за счёт более-менее приличной московской заработной платы.

При таком раскладе все недостатки превращения Обнинска в строительно-промышленное предполье Москвы мы всё равно получим, а вот достоинства (налогообложение новых предприятий и зарплаты непосредственно по месту жительства) пройдут мимо нас. Помните старую народную мудрость: «Если чему-либо невозможно воспрепятствовать, значит, это нужно возглавить». Размещение в Обнинске и окрестностях строительных мощностей под расширение Москвы – вещь неизбежная, и этим процессом нужно управлять, а не противиться ему.

«А как же наукоград?», спросите вы. Когда создавался обнинский научный центр, Москва была существенно меньше и гораздо слабее воздействовала на свою дальнюю округу. Поэтому в 50-е-60-е еще можно было создать новый город, занимающийся, прежде всего, федеральными проектами, и относительно слабо находящийся под влиянием тенденций развития московской агломерации. Потом ситуация постепенно поменялась. Центр стал существенно слабее, чем при Берии, а Москва – существенно ближе. Индустриализации и пролетаризации в таких условиях не может избежать ни один московский пригород. А вот наукоград – это то, что можем делать только мы сами, то, что целиком зависит от наших воли и разума. Наукоградовский тренд развития Обнинска необходим, если мы не хотим, чтобы наш город затерялся среди промышленных московских пригородов и стал неотличим от Наро-Фоминска или Воскресенска.

Но еще раз обращаю внимание: наукоград – вопрос нашего выбора и нашей воли, а промышленный пригород – та неизбежность, к которой придется приспосабливаться. Второй неприятный момент, связанный с приближением Москвы, это неизбежное усиление тенденции к превращению Обнинска в спальный район. Причем основная часть новой волны тех, кто будет работать в Москве, а ночевать в Обнинске, не слишком квалифицированная рабочая сила, в том числе, выходцы с Кавказа и из Средней Азии.
К сожалению, для всё большего количества горожан Обнинск будет всё больше превращаться сугубо в место ночлега. А спальные районы малоприятны именно тем, что их обитатели крайне равнодушны к тому, что происходит в непосредственной близости от места их ночлега, если это, конечно, не мешает спать. Ни о каком местном самоуправлении – не юридически, а по факту – для «спален» и говорить не приходится.

Тенденция превращения города в «спальню» будет означать и усиление нагрузки на транспортную инфраструктуру. Но по транспортной части должны обозначиться еще некоторые тенденции – новые и потому куда более тревожные. Можно не сомневаться, что в новой Москве деловое и жилищное строительство будет идти существенно быстрее строительства дорог – просто потому, что у нас всегда так получалось. Сейчас через новые территории в старый центр сквозной проезд обеспечивают всего три шоссе, и «пробить» через эти районы новые сквозные транспортные коридоры будет очень трудно. Это дело более хлопотное и менее прибыльное, чем земельные спекуляции, жилищное и офисное строительство. Даже если это и будет сделано, то очень не скоро. Соответственно, те дороги, которыми сегодня пользуются обнинцы для попадания в историческую Москву и которые обеспечивают очень удобное положение нашего города (Киевское, Варшавское и Старое Калужское шоссе), будут просто запружены.

Большая дополнительная нагрузка ляжет и на железную дорогу. Попасть из Обнинска в нынешнюю Москву станет гораздо труднее. А ведь то, что находится внутри МКАД, сохранит свою чрезвычайную значимость. Для Обнинска очень желателен транспорт-ный коридор для связи со старой Москвой в обход новой Москвы. Конечно, хорошо, что есть дорога через Кабицыно и далее по балабановской бетонке на Минское шоссе. Но ее пропускная способность невелика. А если Киевское и Варшавка «встанут» одновременно, именно этот выезд станет для города основным.

Похоже, в перспективе ближайших 10 лет городу может понадобиться прямой хороший коридор на Минку. Расширение Москвы создает много проблем. А как же достоинства, спросите вы. А достоинства – это новые возможности, которые создает расширение. Только эти возможности искать и использовать будет каждый сам. А вот проблемы будут у всех более или менее общие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *