Как сказалась пандемия на долгах населения по «коммуналке»

2020-й год выдался не простым, прежде всего, из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации, которая потянула за собой и все остальное. После весеннего локдауна многие предприятия так и не смогли выйти на прежний уровень. Конечно, это не лучшим образом отразилось и на зарплатах граждан.

Были готовы к худшему

А если прибавить к этому еще и болезни, то выводы неутешительны – финансовое обеспечение населения нестабильно и падает. Естественно, такое положение дел могло спровоцировать рост задолженности граждан перед коммунальщиками. И руководитель ГЖИ по Калужской области Алексей Дулишкович признается, что подобного они и ждали, однако по факту долговой прирост перед ресурсниками и управляющими компаниями остался на уровне прежних лет.
— Немножко просело все в апреле-мае, но такая ситуация повторяется из года в год, начинается дачный сезон, люди уезжают, но к началу учебного года задолженность была погашена, — объясняет Алексей Викторович.
То есть, проще говоря, сезонные колебания были, но сказать, что пандемия глобально повлияла на долги по коммуналке, нельзя. Подтверждает это и директор обнинской муниципальной управляющей компании «МП «УЖКХ» Сергей Волотовский. В МУК ежегодно «закладывают» 10 миллионов на прирост по долгам и на 1 декабря 2020 года этот показатель не превышен.
— Фактически, на 1 декабря этого года у нас было 60,6 миллионов задолженности жителей, а на конец 2019 года – 52 миллиона, — озвучивает статистику Волотовский.
Конечно, свою положительную роль в этом вопросе сыграла и борьба коммунальщиков с должниками, хотя в этом году ряд мер правительство убрало.
— Мы пени не начисляли, приставы в период пандемии тоже не могли делать поквартирный обход, — перечисляет Сергей Васильевич.
Фактически оставалось лишь писать письма должникам и звонить им, пытаясь по-хорошему достучаться до людей.

Как выглядит обнинский должник?

Каков же портрет современного должника? Это человек, которому денег на еду не хватает, что уж тут говорить о коммуналке или, наоборот, обеспеченный гражданин, который попросту не хочет платить?
Отдельной строкой в этом вопросе выступают общежития. Здесь неплатежи составляют 50 процентов. По словам Сергея Волотовского, 95 процентов такого жилфонда сегодня обслуживает его управляющая компания. Все дело в том, что комнаты здесь могут перепродаваться по 3 раза на год, а долг «висит» не на помещении, а на владельце, который мог после продажи недвижимости покинуть наш город, поэтому и предъявлять претензии коммунальщикам фактически некому.
— Зачастую там живут социально необеспеченные люди, поэтому вопрос взыскания средств здесь вообще непростой, — объясняет Сергей Васильевич.
Но есть и другая категория неплательщиков — финансово обеспеченная, их в МУК тоже делят на несколько подгрупп, в зависимости от размера задолженности:
— До 40 тысяч – у которых есть возможность заплатить, но их к этому надо подталкивать. Как только поступают уведомления или звонки от управляющей организации, приставов или постановления суда приходят, они тут же гасят долги. Вторая категория – от 40 до 80 тысяч – их очень сложно сподвигнуть на какие-либо действия. Приходится либо находить компромисс, например, мы часто обещаем, что при оплате человеком задолженности управляющая компания не будет взимать пени за просрочку, либо уже применять какие-то жесткие меры.
Есть и третья категория должников, которым все должны и чей размер задолженности настолько высок, что погасить его быстро не получится. Поэтому терять этим людям нечего. Единственное, что могло бы приструнить таких злостных неплательщиков, считает Волотовский, ужесточение законодательства и выселение из квартир за долги.

Большинство жителей – люди дисциплинированные

Фактически получается замкнутый круг. С одной стороны, люди, которые добросовестно оплачивают «коммуналку», требуют от управляющей компании реальных действий и отчета, куда уходят их деньги. С другой стороны, из-за долгов коммунальщики как раз и не могут решать многие вопросы.
— Мы за неполный 2020 год сделали работ по текущему ремонту на 12,7 млн рублей. Конечно, это не рекорд, но с учетом пандемии, когда какое-то время мы не могли работать и наши сотрудники тоже болели, это приличный показатель, — считает Сергей Васильевич.
К тому же, по словам Волотовского, 60 процентов суммы в квитанции за квартплату «уходит» ресурсоснабжающим организациям. Отопление и водоснабжение в домах обнинцев не прекращается. В МУК понимают важность бесперебойной работы этих систем, поэтому, несмотря на то, что жители задолжали им порядка 60 млн рублей, долг перед ресурсоснабжающими организациями всего лишь – 18,5 млн рублей.
Подводя итог, Волотовский отмечает, что большинство обнинцев люди хорошие, всего лишь 15 процентов населения оплачивает коммуналку от случая к случаю и еще 5 процентов считают, что они никому ничего не должны. Остальные же дисциплинированно вносят деньги за квартплату и коронавирусный год лучшее подтверждение тому, что к последней категории относится больше человек, поэтому их интересы коммунальщики и намерены ставить во главу угла.
Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *