ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

В наукограде уже много лет функционирует музей «Судьба солдата». Его экспозиция целиком состоит из находок обнинских поисковиков, которыми руководит легендарная женщина Галина Слесарева. Несколько лет назад музей получил «постоянную прописку» в Центре досуга. Однако до сих пор полноценного открытия так и не произошло.

Всё дело в том, что Галине Владимировне и её мужу приходится курировать не только ремонтные работы, но и продолжать поисковую деятельность. Ведь они свято верят, что слова Суворова о том, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат – не пустой звук.
Недавно журналистам «Обнинского Вестника» удалось побывать на экскурсии в этом уникальном музее, где за каждым экспонатом кроется своя история. Одну из них мы сегодня и расскажем своим читателям.

Два года вытаскивали из болота

Первый музейный зал посвящен авиации и его экспонаты завораживают. Но не менее удивительны факты, повествующие о том, как поисковики поднимали технику.
— Два года мы вытаскивали эти двигатели с глубины трёх метров из болота Юхновского района. Этот самолёт упал 6 октября 1941 года, — рассказывает Слесарева.
Однако время гибели экипажа и имена пилотов Галина Владимировна установила уже позже. Правда, для этого ей пришлось дойти аж до главы российского Следкома Александра Бастрыкина. Да и сам подъём техники не был безоблачным. Поисковики мешали охотникам, поэтому последние не стеснялись вместо лосей стрелять в сторону надоевших «соседей», надеясь, что они покинут лес. Но не тот характер у нашей женщины-сапёра.
— Каждое утро по 60-80 ведёрочек жижи с маслом мы вытаскивали из этого болота, — будничным тоном произносит Галина Владимировна. — Причём к месту близко не подъедешь. ГАЗ-66 ставили в 70 метров и натягивали тросы, они лопались. Потом приехали сюда, продумали и сделали другую конструкцию – поставили несколько катушек, чтобы с усилием выдёргивать.

Между жизнью и смертью

Первый двигатель подняли, а когда второй уже был на поверхности, современные хомуты оборвались. Галина Слесарева, стоящая рядом, чудом осталась жива. Сегодня женщина вспоминает, что металл летел, как пули, а она только успевала уворачиваться. Однако к таким сюрпризам поисковики давно привыкли. При подъеме из болота одна из лопастей пропеллера сломалась и полетела назад.
— Когда в МЧС работаешь, постоянно говорят, что правила техники безопасности написаны кровью, звучат какие-то сухие цифры. Здесь я видела реально, что такое для человека техника безопасности, — говорит Слесарева. — Я 47 лет поисковой работой занимаюсь и не устаю удивляться и познавать всё новые и новые вещи.

Неизвестные герои

Но поднять железную машину – половина дела. Главное, установить боевой путь самолёта и обстоятельства, при которых погибли люди.
— 5 и 6 октября наши «пешки» (советский пикирующий бомбардировщик «Пе-2») летали. Так вот этот самолёт «завалил» 40-60 единиц техники немецкой, в том числе с горючим. Если бы этот самолёт их не уничтожил, то ни Подольские курсанты, ни капитан Старчак немецкого натиска бы не выдержали, — уверена Галина Слесарева.
Получается погибшие лётчики – настоящие, но неизвестные герои. А между тем, до того, как самолёт подняли из болота, по официальной версии считалось, что штурман успел выпрыгнуть и сдаться врагу. Поисковики опровергают этот сценарий, оперируя фактами.
— Куда он сдался, если фонарь не сброшен? — рассуждает Галина Владимировна. – В то время, если фонарь сбрасывали, и лётчик пытался спрыгнуть, он попадал под растяжку антенны и ветераны пишут, что голову отрубало, как арбуз. То есть экипаж не покинул самолёт и, более того, они, падая, взорвались на своей же 100-килограммовой авиабомбе.

Они сражались за Родину

Иными словами, пристанищем бойцов и самолёта стало болото, которое поисковики чуть ли не просеивали вручную, собирая останки погибших.
Личность пилота, как мы писали выше, установить удалось – это Павел Моторин. Как оказалось, в его роду было много лётчиков. В 2021-м родственники приехали за останками погибшего в Обнинск и наши поисковики отправились на родину героя, где 22 июня происходило захоронение в братской могиле. Торжественность момента была ещё и в том, что присутствующие современные лётчики стояли с портретами героев. А когда официальная церемония завершилась, в палатку, где расположились гости, влетело несколько бабочек. Все присутствующие в один голос сказали, что так, обретя вечный покой, прощаются души умерших.
И это лишь малая часть истории одного экспоната музея «Судьба солдата», где сосредоточено множество военных артефактов. А летом поисковики вновь выйдут в поля, чтобы искать погибших. Ведь их дело помогает стать на шаг ближе к тому, чтобы война, как говорил Суворов, могла считаться законченной.

Евгения Никитина