Гармоничное развитие нервной системы у детей до 1 года

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша? На наши вопросы отвечает врач-невролог поликлиники «Центр реабилитации» Екатерина Евгеньевна Лейфер.

Корр. Екатерина Евгеньевна, что происходит с малышом в этом возрасте?

Лейфер. Ребенок еще очень не самостоятелен, нуждается в опеке и заботе. К концу года он начинает активно ползать, появляется элементарное понимание обращенной речи – отдельных слов. Собственной речи пока еще нет, но активно развивается звукоподражание. На этом этапе ребенок учится управлять не только речевыми движениями, но и движениями своих рук. Он захватывает предметы и активно исследует их. Появление новых возможностей ребенка строго генетически обусловлено, они должны появляться своевременно.

Корр. Как развивается психическое восприятие?

Лейфер. В начале периода есть отдельные ощущения и реакция на них. Ребенок способен зафиксировать взор на объекте, изображении. Для 2-месячного малыша важным объектом зрительного восприятия становится человеческое лицо. Глаза — единственная деталь, которую различают младенцы. До конца перового полугодия ребенку безразличны разные признаки предмета — он воспринимает его целиком. Но стоит что-то изменить в объекте, и это уже нечто новое. Исключение — лицо матери, уже 4-месячные дети всегда отличат его. К концу года постоянство восприятия формы формируется и становится основным признаком узнавания.

Корр. А когда малыш начинает понимать речь?

Лейфер. К концу первого года ребенок начинает понимать некоторые слова. Но даже если в ответ на слово он смотрит на соответствующий предмет, это не значит, что у него возникла связь между словом и предметом, и он понимает смысл. Слово воспринимается в контексте всей ситуации.

Корр. Возможно ли в этот период малыша чему-либо обучить?

Лейфер. Один из наиболее распространенных способов чему-либо научиться в этом возрасте — подражание. Чтобы ребенок наблюдал за действиями взрослого необходимо, так называемое «присоединенное внимание», которое лежит в основе всех продуктивных социальных взаимодействий. «Запустить» присоединенное внимание можно только при прямом участии взрослого. Если взрослый не смотрит ребенку в глаза, не обращается к нему и не использует указательные жесты, у присоединенного внимания мало шансов для развития.

Корр. Что нужно делать, чтобы способствовать познавательному развитию малыша?

Лейфер. Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невролог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса, большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Корр. Какие условия способствуют развитию нервной системы малыша?

Лейфер. Предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – игрушка, развивающая возможности движения и восприятия. Но не надо забывать, что существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия: прогулки в лесу и в городе, музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Корр. По каким признакам можно догадаться о проблемах в состоянии и развитии нервной системы ребенка?

Лейфер. Их несколько и все они очевидны: отсутствие интереса ребенка к общению со взрослым, внимания к игрушкам. И, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, регулирующих эмоции и социальное поведение. Несвоевременное появление новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии; беспокойное поведение, частый плач, крик, прерывистый сон свойственны детям с повышенным внутричерепным давлением. Эти особенности не должны остаться незамеченными родителями.

Корр. Что делать, если есть симптомы неблагополучия?

Лейфер. Обратиться к врачу — педиатру, детскому неврологу. Полезно сделать следующие исследования, которые могут показать причину неблагополучия: нейросонография — НСГ, ультразвуковая допплерография — УЗДГ сосудов головы и шеи, электроэнцефалография – ЭЭГ, МРТ головного мозга. Не каждый врач назначит эти обследования и, в результате, предложенная терапия может не соответствовать истинной картине состояния мозга. Именно поэтому некоторые родители сообщают об отсутствии результата медикаментозной терапии, назначенной детским неврологом.
Вопросы задавал Сергей Коротков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *