Гармоничное развитие нервной системы у детей до 1 года

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша? На наши вопросы отвечает врач-невролог поликлиники «Центр реабилитации» Екатерина Евгеньевна Лейфер.

Корр. Екатерина Евгеньевна, что происходит с малышом в этом возрасте?

Лейфер. Ребенок еще очень не самостоятелен, нуждается в опеке и заботе. К концу года он начинает активно ползать, появляется элементарное понимание обращенной речи – отдельных слов. Собственной речи пока еще нет, но активно развивается звукоподражание. На этом этапе ребенок учится управлять не только речевыми движениями, но и движениями своих рук. Он захватывает предметы и активно исследует их. Появление новых возможностей ребенка строго генетически обусловлено, они должны появляться своевременно.

Корр. Как развивается психическое восприятие?

Лейфер. В начале периода есть отдельные ощущения и реакция на них. Ребенок способен зафиксировать взор на объекте, изображении. Для 2-месячного малыша важным объектом зрительного восприятия становится человеческое лицо. Глаза — единственная деталь, которую различают младенцы. До конца перового полугодия ребенку безразличны разные признаки предмета — он воспринимает его целиком. Но стоит что-то изменить в объекте, и это уже нечто новое. Исключение — лицо матери, уже 4-месячные дети всегда отличат его. К концу года постоянство восприятия формы формируется и становится основным признаком узнавания.

Корр. А когда малыш начинает понимать речь?

Лейфер. К концу первого года ребенок начинает понимать некоторые слова. Но даже если в ответ на слово он смотрит на соответствующий предмет, это не значит, что у него возникла связь между словом и предметом, и он понимает смысл. Слово воспринимается в контексте всей ситуации.

Корр. Возможно ли в этот период малыша чему-либо обучить?

Лейфер. Один из наиболее распространенных способов чему-либо научиться в этом возрасте — подражание. Чтобы ребенок наблюдал за действиями взрослого необходимо, так называемое «присоединенное внимание», которое лежит в основе всех продуктивных социальных взаимодействий. «Запустить» присоединенное внимание можно только при прямом участии взрослого. Если взрослый не смотрит ребенку в глаза, не обращается к нему и не использует указательные жесты, у присоединенного внимания мало шансов для развития.

Корр. Что нужно делать, чтобы способствовать познавательному развитию малыша?

Лейфер. Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невролог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса, большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Корр. Какие условия способствуют развитию нервной системы малыша?

Лейфер. Предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – игрушка, развивающая возможности движения и восприятия. Но не надо забывать, что существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия: прогулки в лесу и в городе, музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Корр. По каким признакам можно догадаться о проблемах в состоянии и развитии нервной системы ребенка?

Лейфер. Их несколько и все они очевидны: отсутствие интереса ребенка к общению со взрослым, внимания к игрушкам. И, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, регулирующих эмоции и социальное поведение. Несвоевременное появление новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии; беспокойное поведение, частый плач, крик, прерывистый сон свойственны детям с повышенным внутричерепным давлением. Эти особенности не должны остаться незамеченными родителями.

Корр. Что делать, если есть симптомы неблагополучия?

Лейфер. Обратиться к врачу — педиатру, детскому неврологу. Полезно сделать следующие исследования, которые могут показать причину неблагополучия: нейросонография — НСГ, ультразвуковая допплерография — УЗДГ сосудов головы и шеи, электроэнцефалография – ЭЭГ, МРТ головного мозга. Не каждый врач назначит эти обследования и, в результате, предложенная терапия может не соответствовать истинной картине состояния мозга. Именно поэтому некоторые родители сообщают об отсутствии результата медикаментозной терапии, назначенной детским неврологом.
Вопросы задавал Сергей Коротков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.