ЭКСПЕРТ ФАС РФ РАЗВЕНЧИВАЕТ МИФЫ О ВЫГОДЕ КОНЦЕССИИ ДЛЯ ОБНИНСКА

В конце декабря на сайте torgi.gov.ru появилась заявка от дочерней компании «Росатома» — АО «РИР» — на заключение концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. О возможной концессии в наукоградовской сфере ЖКХ речь идёт уже не первый год. Поэтому градус накала со стороны населения за это время значительно уменьшился. Да и предпраздничный период – не то время, когда люди будут вникать в подобные вопросы. То есть дата обнародования документа была подобрана идеально. И пока горожане пытаются войти в рабочую колею, часики тикают и не за горами тот день, когда незаметно для обнинцев городских «ресурсников» на 16 лет отдадут в частные руки, ввергнув жителей в финансовую кабалу.

Два пути

«Обнинский Вестник» неоднократно рассказывал о минусах концессионного соглашения в принципе, но в обнинской администрации упорно утверждали, что другого пути у города нет. Проанализировать представленные документы и ряд утверждений, которые были озвучены на предшествующей пресс-конференции в мэрии, мы попросили члена рабочей группы при экспертном совете по вопросам ЖКХ при ФАС РФ Ольгу Гиличинскую.
Специалист объясняет, что сегодня «дочка» Росатома выставила заявку на сайт, которую предварительно согласовала обнинская администрация, чтобы любой желающий мог поучаствовать в процессе — заявиться со своим предложением или пожаловаться на что-либо. Если такие смельчаки найдутся, последует конкурсная процедура. Но дело это не быстрое. По словам Ольги Гиличинской, только подготовка документов займет месяц, как минимум. Возможен и второй вариант развития событий – желающих не будет, тогда власть в достаточно короткие сроки подпишет договор с АО «РИР».

Миф №1: «Коммуналка» не будет расти выше предельных индексов

Но всё это пока что лишь предположения, в отличие от размещённой документации, где прописываются конкретные вещи.
— Что я вижу в этой заявке. С одной стороны, есть крупная компания, которая принимает на себя серьёзные инвестиционные обязательства в несколько миллиардов рублей, и я думаю, что она их вероятней всего исполнит. С другой стороны, те параметры, которые предполагаются концессионным соглашением, влекут и бюджетное участие региона, и бюджетное участие Фонда содействия реформированию ЖКХ, и незначительную кредитную нагрузку коммерческих банков. При этом рост тарифов будет приличным в первые годы, особенно в сфере водоснабжения, водоотведения цифры составят 9-11 процентов, — делится своим мнением Ольга Львовна.
То есть губернатору Калужской области Владиславу Шапше придётся выходить на уровень ФАС РФ и согласовывать долгосрочное превышение индексов. Сможет ли концессионер «прыгнуть» выше предельных индексов, то есть значительно повысить «коммуналку» для граждан или у него связаны руки федеральным законодательством? В АО «РИР» отвечают, что выше этих индексов они «подняться» не могут. Но это на словах, в документах же вопрос чётко не прописан.
— Согласно параметрам концессионного соглашения, тарифы не приводятся, приводится только необходимая валовая выручка. Она растёт в год на 11 процентов, по опыту, как правило, и тарифы поднимаются в таких же объемах, — объясняет Ольга Гиличинская. — Другой вопрос, что регулятор в сфере водоснабжения и водоотведения может применить сглаживание, снижая рост тарифов вначале, а в последующие годы эту прибыль возвращая. Но каким образом это будет работать, непонятно, так как финансовых моделей не представлено. Ещё раз повторюсь. Если концессионер заходит с теми параметрами, которые размещены в документации, то рост тарифов будет однозначно.
Однако между потенциальным концессионером и мэрией может быть договорённость, что первый берёт коммерческие кредиты, которые окупятся после модернизации инфраструктуры ЖКХ. Но экономия здесь небольшая, поэтому жизнеспособность этой схемы вызывает множество вопросов. Но главный минус таких договорённостей – они не прописаны на бумаге, а значит, в любой момент о них можно забыть.

Миф № 2: Концессия для Обнинска — панацея от всех бед

В администрации города уверяли журналистов, что другого пути, кроме как заключить концессионное соглашение и обновить коммуналку (коллектор, очистные сети и много чего ещё), у Обнинска нет. У коммерческих кредитов слишком большие проценты, бюджетный мы получили в этом году, собственных средств в муниципалитете нет.
Однако представителю Федеральной антимонопольной службы России этот вариант развития событий для наукограда не кажется выигрышным. Сегодня в Обнинске есть два устойчивых муниципальных предприятия – МП «Теплоснабжение» и МП «Водоканал», где не накапливаются долги по налогам, по зарплате, по энергетике, по инвестициям.
— В МП «Теплоснабжение» разработана, утверждена и исполняется инвестиционная программа, в которую вкладывают порядка 100 миллионов рублей в год. Соответственно, в рамках этой программы без повышения тарифов и бюджетных вливаний за 10 лет осваивается 1 миллиард рублей. А если сюда добавить бюджетные деньги, рост тарифа и средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, то, простите, зачем нужен концессионер? – задаётся тем же вопросом, что и горожане, Гиличинская.

Миф №3: Муниципалитет будет контролировать «дочку» Росатома

Этот вопрос неоднократно озвучивали журналисты. Но есть и ещё одна весомая причина, по которой муниципальное предприятие выигрывает у «дочки» Росатома, которую глава наукоградовской администрации Татьяна Леонова пообещала жёстко контролировать.
— Муниципальное предприятие легче контролировать. Мы сейчас не сравниваем -лучше эта форма собственности или хуже, но по своим финансовым операциям оно подконтрольно администрации. Когда придёт концессионер, то такого контроля не будет, это частное лицо, которое занимается бизнесом, — подтверждает опасения журналистов эксперт.
Ольга Львовна объясняет, что слияние двух муниципальных предприятий облегчит финансовую политику, вне зависимости от того будет ли ими управлять концессионер или город. Потому что в отличие от энергетического комплекса водоканалы работают в минус, а в лучшем случае уходят в ноль. Прибыли от них нет.

Миф №4: Без концессионера невозможно получить федеральные средства

Так зачем нам концессионер? В Калужской области сейчас действует много подобных соглашений и в регионе говорят, что наличие частника в цепочке – обязательное условие, чтобы получить федеральные деньги. И здесь, как оказывается, власть немножко лукавит.
— Сегодня Фонд содействия реформированию ЖКХ работает с любыми собственниками, в том числе и с муниципальными предприятиями, — опровергает это заявление Ольга Львовна. — Для «муниципалов» точно так же, как и для концессионеров, главное — прописать чётко и понятно условия возврата этих денег. Поймите, то что даёт Фонд содействия реформированию ЖКХ — по сути льготный кредит и обязательным условием являются гарантии региона. То есть, если концессионер или муниципальное предприятие по каким либо причинам не смогут вернуть долг, подключается регион и гасит его. И второе условие – тарифы, позволяющие предприятию вернуть эти кредиты.
То есть, если муниципалитет самостоятельно разработает инвестиционную программу и обратится с ней в Фонд, он точно так же получит средства, только исчезнет «прокладка» в виде концессионера, который тоже должен заработать деньги. И иного способа, как сделать это, подняв тарифы для населения, – нет. Но если убрать «прокладку», согласитесь, и плата за «коммуналку» в Обнинске не будет так стремительно расти.

Миф №5: Концессия снижает финансовую нагрузку на бюджет и горожан

Однако власть продолжает лоббировать концессию и ещё один аргумент – снижение нагрузки на бюджет. Мол, денег в казне нет. И если ресурсниками поуправляет кто-то другой, да при этом ещё и много чего отремонтирует, это просто подарок. Как оказалось, чиновники опять немного лукавят.
— Да, на мой взгляд, это лукавство, — говорит Ольга Львовна. — Потому что, во-первых, предусмотрены бюджетные гарантии региона под средства Фонда, а во-вторых, это всё-равно бюджетные субсидии муниципалитета на частичное инвестирование.
И сколько бы в АО «РИР» и администрации «не пели», что Росатом хочет лучшей жизни для людей, проживающих в городах присутствия Госкорпорации, главным условием работы частной компании — и АО «РИР» здесь не исключение — получение прибыли. Цифры прописаны чётко. Причем, если концессионер по каким-либо причинам недополучит своих денег, он может обратиться к собственнику объектов-муниципалитету и потребовать заплатить разницу. Произойдёт это не через далёких 16 лет, доходы частника расписаны по годам. Поэтому, если концессионное соглашение, например, подпишут в этом году, уже в следующем частник может предъявить претензии муниципалитету. У последнего тоже есть возможность, объяснив, что в бюджете денег нет, скинуть эту ношу на население в виде очередной инвестнадбавки. Благо такая практика в Обнинске хорошо отработана.
— Здесь либо бюджет платит, либо тарифы поднимают, других вариантов нет, — уверена эксперт ФАС РФ. — Да, есть ограничения, но они легко обходятся, при условии согласования с ФАС РФ. А при наличии концессионера, доказанных убытков или необходимости выполнения инвестиционной программы, конечно, ФАС РФ согласовывает превышение предельных индексов. Потому что все понимают, что коммунальную инфраструктуру надо обновлять.

Миф № 6: В администрации внесли корректировки в соглашение, чтобы подстраховать себя и обнинцев

Не прописаны в тексте концессионного соглашения и другие важные моменты, которые вызвали удивление у эксперта. Например, технологическое подключение новых объектов к сетям. Дело это долгое, и если в середине процесса обнинские «ресурсники» перейдут на 16 лет к концессионеру, кто продолжит эти работы и какие будут расценки? Ответов в документе нет.
— Как это может быть вообще не оговорено в концессионном соглашении? — удивляется Ольга Гиличинская. — И там есть ещё ряд подобных моментов. Поэтому я считаю, что условия концессионного соглашения не очень хорошо проработаны со стороны собственника имущества – муниципалитета.
То есть то, что в мэрии над документом работали не покладая рук, – тоже миф, ну или обычное разгильдяйство, заплатить за которое придётся жителям из своего кармана.

Евгения Никитина