Дела музыкальные

Уже с середины апреля обнинская ДШИ №2 планирует начать набор детей на следующий год. При этом количество учеников, идущих по предпрофессиональным программам, станет больше по сравнению с теми, кто выбрал общеразвивающее направление. По плану Минкультуры России в музыкальных школах к 2022 году почти все дети должны заниматься по предпрофессиональным программам. Накануне Дня работника культуры мы поговорили с директором ДШИ №2 Светланой Курдеевой о том, как меняется жизнь в музыкальных школах и почему общеразвивающие программы постепенно уходят в прошлое.

Светлана Курдеева

Корр.: Что происходит с программами? Почему их процентное соотношение будет меняться в пользу предпрофессиональных?
Курдеева: Это общая стратегия развития для всех музыкальных школ, предложенная Министерством культуры Российской Федерации. В советское время не было общеразвивающих, облегчённых программ. Они стали появляться в 90-е годы, когда музыкальные школы пытались как-то выжить и любыми способами привлекали детей в свои стены. Опыт закрепился. И со временем такие программы стали очень популярны. Они не так сложны, как предпрофессиональные, и требуют меньшего количества времени для занятий. Нет ничего удивительного, что родители и дети стали их выбирать. Но возникла другая проблема – музыкальные школы стали выпускать меньше людей, способных пойти в профессию, отчего образовалась нехватка музыкантов в профессиональных музыкальных коллективах. Теперь ситуацию пытаются исправить. Наша задача – к 2022 году сократить долю общеразвивающих программ до 10% и увеличить долю предпрофессиональных – до 90%. Сейчас их примерно поровну.

Корр.: Мы поговорили про изменения «на вырост». А что можете отметить из актуального?
Курдеева: В этом году у нас значительно увеличилось количество детей, которые приняли участие в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Самые активные коллективы — детский классик-хор «Канцона» под руководством Татьяны Булгаковой, хор мальчиков «Алые паруса» под руководством Светланы Прохоровой, «НезабуДочки» и «Ассоль» Марии Рыковой. Конкурсы и фестивали это замечательно. Ученику полезно играть или петь не только в стенах учебной аудитории, но и на публике. Поехать в другой город или даже другую страну – для юных музыкантов настоящее приключение. Во время гастролей коллективы становятся более дружными, а отношения между педагогом и детьми выходят на новый уровень. Помимо очных конкурсов, за последнее время появилось много заочных. Они подходят тем ребятам, которые по каким-либо причинам не могут выезжать далеко или не готовы выступать перед большой аудиторией. Хорошо, что существуют разные форматы подобных мероприятий. Есть из чего выбирать.
Корр.: Насколько современные дети охотно идут в музыкальные школы?
Курдеева: Детей у нас достаточно много. Проблем с приёмом никогда нет. Но тут хочется поговорить о другой проблеме. По плану Минкульта мы должны с каждым годом наращивать объёмы по приёму и охватывать как можно большее количество детей. При этом мощностей двух городских ДШИ едва хватает, чтобы выполнять эти планы. И понятно, что уже в ближайшее время потребуется ещё одна ДШИ. Даже с географической точки зрения назрела такая необходимость, потому что детям из новых районов сложно добираться и до нашей школы, и до ДШИ №1.

Корр.: Как открывать новую школу, если даже сейчас, насколько я знаю, есть проблема с кадрами?
Курдеева: Да. К сожалению, есть. Например, от нас в прошлом году ушли сразу два преподавателя по гитаре, и мы были вынуждены отменить набор. Молодые учителя редко у нас надолго задерживаются, потому что уровень зарплат для начинающего специалиста очень низкий. И, к сожалению, у меня, как у директора, практически нет возможности с помощью надбавок повысить этот уровень. Если человек только начинает свою профессиональную деятельность, у него нет ни категории, ни стажа, ни заслуг – ничего, за что предусмотрены надбавки. Будем надеяться, что со временем ситуация изменится, и к молодым специалистам отнесутся по-другому. Последние годы внушают оптимизм. Благодаря государственным программам мы имеем возможность улучшать материальное состояние школы. Например, в прошлом году закупили новые музыкальные инструменты. В следующем — очень надеемся попасть в программу по реконструкции.
Корр.: Как ваша школа переносит карантин?
Курдеева:
С 17 марта ДШИ №2, как и обычные школы, — на длинных каникулах. Отменили все запланированные концерты. Было предложение провести их без зрителей, но какой смысл в концертах, которые никто не смотрит и не слушает?

21 марта хор «Канцона»должен был лететь на фестиваль хоров в Испанию. Они планировали эту поездку за полгода, когда ещё и речи не было о коронавирусе: оплатили оргвзнос, приобрели билеты, забронировали жильё. Но фестиваль отменили, и поездка сорвалась. Хорошо ещё, что все дома. Хуже было бы, если бы группа из пятидесяти человек застряла в Испании и не смогла вылететь обратно. Сейчас решено перенести фестиваль на осень. Но загадывать мы ничего не можем. Как будут развиваться события – предсказать невозможно. А пока у нас длинные непредвиденные каникулы – слушайте хорошую музыку!
Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *