БЕЗ СЛЁЗ НЕ ВЗГЛЯНЕШЬ!

Современные облицовочные материалы «не приживаются» в Обнинске?

Жители города всегда трепетно относятся к внешнему виду наукограда. Сколько копий было сломано по поводу торговых палаток, уродующих улицы. Депутаты даже внесли изменения в Правила благоустройства, регламентирующие процедуру согласования установки нестационарных торговых объектов.
Но горожане пошли дальше и взялись за стационарные. В 90-х, когда частный бизнес только зарождался, предприниматели старались удивить потенциальных покупателей внешним видом своих магазинов. Сейчас тенденция иная – всё унифицируется. Поэтому, когда здания реконструируют, появляются типовые коробки, цвет которых порой режет глаз.

Процесс идёт тяжело

В прошлом году по программе «Создание комфортной городской среды» в Обнинске благоустраивалась территория близ дома 13 по улице Курчатова, а проще говоря, подход к магазину в простонародье называемом «Горбатый». Дизайнеры сразу объясняли, что фоном для деревянных конструкций станет само здание, которое собственники приведут в порядок в этом году. Если вывески там упорядочили, то «расчехлить» полностью витрины так и не получилось.
— Если честно, то процесс идёт тяжело, — не стала скрывать главный дизайнер города Оксана Грицук. – Мы уже год с предпринимателями бодаемся, не все идут навстречу, но лёд тронулся и три объекта уже есть.
По словам Оксаны Грицук, в администрации наукограда придерживаются правила, что худой мир, лучше доброй войны, стараясь договариваться с предпринимателями по-хорошему. В этом случае тоже надеялись, что пример соседей, облагородивших свои помещения, станет стимулом для остальных. Не получилось. Однако и жёсткие меры пока недоступны – правительство запретило «кошмарить» бизнес, наложив мораторий на проверки.
— Попробуем в этом году с «Магнитом» повзаимодействовать, — говорит Оксана Анатольевна. — Просто в прошлом году в бюджете ритейлера расходы на эти цели не были утверждены, возможно, в этот раз руководство торговой сети пойдёт нам навстречу и выделит деньги на реконструкцию. Там очень сложная история, ведь дело в том, что фасады зашили ещё те, кто занимал эти площади до торговой сети.

«А если зайти под другим углом?»

Оксана Грицук надеется, что рано или поздно администрации всё же удастся убедить бизнес, прийти к общему знаменателю. Но если даже предприниматели, базирующиеся в «Горбатом», это сделают, инородным телом станет обновленный магазинчик на углу комплекса. Рыжий цвет облицовочной плитки никак не вяжется с белым колором «Горбатого» и серыми домами. Куда же смотрели архитекторы, утверждая такую «раскраску»?
— Всё на самом деле относительно, — говорит вице-мэр по градостроительству Андрей Козлов. – А почему надо брать за константу фасад «Горбатого»? А если зайти под другим углом и посмотреть на новую деревянную композицию таких оттенков, посмотреть на девятиэтажку, то тона как раз дома и этого объекта гораздо ближе к обновленному магазину, нежели колористика «Горбатого».

То, что нельзя лепить в одну кучу

Более того, Андрей Петрович уверен, что «прилеплять» маленький магазинчик к большому торговому комплексу нельзя, так как получается некрасивый аляповатый массив. Может быть, с точки зрения архитектуры Андрей Петрович и прав, но вольно или невольно граждане чаще всего видят обновленную постройку, проезжая в маршрутке по улице Курчатова, где перед их взором открывается тот самый массив с «нестыкующимися» оттенками двух торговых центров.
— Это природная охра близкая к цветовому решению наших старых районов, — объясняет колористику магазина на Курчатова, 13А начальник управления архитектуры Ольга Лапина. – Обратите внимание, у нас и проспект Ленина начинается с этой охры, а потом переходит в силикатный кирпич с рыжеватыми, терракотовыми вставками красного кирпича.
Ольга Ивановна уверена, что старожилы Обнинска не случайно выбрали эти тёплые тона, чтобы сделать яркие акценты.Так как климат средний полосы России таков, что большую часть года здесь господствует хмурое небо с моросью.
В управлении архитектуры не скрывают, что площадь здания после реконструкции увеличилась, однако его функциональность стала лучше. А экспертиза подтвердила, что все нормы, в том числе и по количеству парковочных мест, здесь соблюдены.

Бери, что есть

Аналогично обстоят дела и с реконструкцией торгового центра в доме 36А по улице Гагарина. Господствующий в микрорайоне зелёный цвет с вкраплениями белого решили разбавить, обозначив гамму нового фасада, как сиреневатую. Возможно, если бы это было так, объект не выглядел бы большим бордово-красным пятном, к тому же закрывающим дом.
— В последнее время участились случаи, когда люди выходят на финишную прямую по отделке, а материалов, которые они изначально планировали использовать, в наличие нет, — объясняет Андрей Козлов. – И приходится брать то, что есть. Даже местные производители используют очень много импортных составляющих, в той же колеровке плитки. И сейчас с этим большой провал.
Ольга Лапина вспоминает, что раньше здание на ул. Гагарина было всё облеплено вывесками и ларьками. Там продавалось всё, начиная от золота и заканчивая курами. Новые собственники учли просьбу архитекторов и закрыли фасад современными материалами, «зашив» всё внутри магазина.
— Перед проектированием были обозначены условия, что обновленное здание не может ни на сантиметр приблизиться к жилому дому и топографическая съёмка показывает, что эти требования соблюдены, — рассказывает Ольга Ивановна.
Что же касается того, что люди говорят, что теперь их окна упираются в стену, то по словам Ольги Лапиной, так было и до реконструкции, ведь жилой дом с торговым комплексом разделяют лишь деревья. Кстати, Ольга Ивановна отмечает, что официальных обращений от населения к ним не поступало. И в этом случае, как и в предыдущем, соблюдение всех нормативов уже проверено экспертизой.

Без слёз не взглянешь!

И всё же, может быть, сами по себе эти здания и симпатичные, но в старых микрорайонах они смотрятся инородно.
— Если вы посмотрите старые фотографии, то этого маленького магазинчика на улице Курчатова вообще не было. Для меня вот это боль, что он там появился, — говорит Оксана Грицук. – Ведь когда архитекторы изначально проектировали территорию, там всё было очень гармонично – лестница Г-образная, парадная. А всё остальное там инородно.
Сейчас же горожанам остаётся лишь смотреть на наследие 90-х, а мэрии обращаться к собственникам с просьбой осовременить конструкции. Но не всегда современная облицовочная плитка «приживается» в старых микрорайонах, — уверены горожане.
— Возможно это правильное замечание, — говорит Андрей Козлов. – Но давайте не забывать и об экономической ситуации, ведь на реконструкцию предприниматели достают деньги из своего кармана. На мой взгляд, слава Богу, что они хоть как-то обновляют внешний вид своих объектов. Вы вспомните, как раньше выглядел торговый комплекс в 51-м микрорайоне с кучей вывесок – без слёз не взглянешь!
Конечно, с экономикой не поспоришь, но когда в нашей стране были лёгкие времена? А такая точечная застройка остаётся в городе не на год и даже не на 10 и убрать её потом, просто потому что она несовременная, у власти не получится – частная собственность. Поэтому, если уж бизнес идёт навстречу и обновляет свои магазины, надо делать всё возможное, чтобы в будущем они не были инородным телом микрорайона. Пока же эстетическая составляющая зданий и привязка к местности оставляет желать лучшего.

Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *