Послесловие

Заканчивается 2010 год, год 65-летия победы в Великой Отечественной войне. Юбилей отмечался всевозможными торжествами: военным парадом на Красной площади, чествованием ветеранов войны и тружеников тыла, возложением цветов на могилы воинских захоронений. Однако уже сегодня страна готовится отмечать двухсотлетие победы в предыдущей — Отечественной войне 1812 года. Вместе с тем, историческая оценка предвоенных событий и самой войны 1941 – 1945 г. г. полны умолчания и противоречий. Многие документы остаются закрытыми, что даёт основание для различного толкования тех или иных исторических документов и фактов.
В 2011 году страна будет отмечать 70-летие Московского сражения, перечеркнувшего мечты немецко-фашистских войск на блицкриг в войне против Советской России. Исторически эта дата, как мне представляется, значительнее и Бородинского сражения, и изгнания Наполеона из России.

Презентация книги
В начале года по договорённости с редакцией газеты «Обнинский вестник» я стал регулярно публиковать очерки о ветеранах ВОВ в преддверии 65-ой годовщины Победы. После того, как процесс подготовки и публикации очерков был отлажен, от администрации города поступило предложение издать книгу на основе этих материалов к 65-й годовщине Победы. Предложение было неожиданным: продолжалась ещё работа по написанию материалов и публикации их в газете. Пришлось поднапрячься. К назначенному сроку материалы на книгу были подготовлены и переданы издателям.
Хотелось бы сказать слова благодарности генеральному директору издательского дома «Регион Медиа» В. Колотилину и руководителю отдела городской администрации А. Ильницкому за помощь в издании книги. Помощь была организационного плана, и она оказалась действенной. Вышла книга «Весна 45 года», названию которой дал очерк о связистке Е. Сокульской. А 22 июля, накануне Дня города, благодаря содействию заведующей центральной библиотекой Л. Гурской совместно с сотрудницей библиотеки Н. Коллеговой мы провели презентацию книги в помещении библиотеки.
Лето 2010 года выдалось экстремально жарким. В этих условиях некомфортно себя чувствовали все, особенно пожилые люди. Температура воздуха в тени иногда превышала температуру человеческого тела. Было опасение, что в силу неблагоприятной ситуации некоторые ветераны не смогут принять участие в презентации книги. Однако опасения оказались напрасными. Зал оказался достаточно наполненным, и ветераны приняли активное участие в её обсуждении, за что я им безмерно благодарен.
Что хотелось подчеркнуть, выделить, представляя на общественный суд книгу о ветеранах ВОВ?

Г.К. Жуков
Начало книги предваряет очерк о маршале Советского Союза, одном из наиболее выдающемся полководце Второй мировой войны, нашем земляке Г. К. Жукове. Этот очерк был опубликован к 110-летию со дня его рождения.
Многие военачальники после войны ударились в графоманию. Поток мемуарной литературы лавинообразно стал наполняться после смерти И. Сталина. Появилась некая свобода в изложении событий и фактов самой войны и оценки собственной роли в её участии. Как часто бывает, человек тянет одеяло, стремясь сохранить тепло для себя в ущерб рядом лежащему соседу.
Во многих публикациях подобного рода просматривается негативная оценка действий и поведения вышестоящего военачальника, переоценка собственной роли в описываемых событиях. Не минула чаша сия и Г.К. Жукова. Что вменялось ему в вину? Жестокость, грубость в общении с подчинёнными, некомпетентность в решении стратегических задач войны.
Особенно усердствует и поныне, подвизавшийся на ниве истории войны, некий Резун-Суворов, в прошлом сотрудник спецслужб, сбежавший из СССР и льющий потоки грязи на прошлое своей страны. Эти материалы присутствуют и в Интернете, и в книжных публикациях, доступных для читателей РФ.
Итак – Георгий Константинович Жуков. В условиях, когда формировался особый, так называемый социалистический, тип государства в стране, «где с пулей встань, с винтовкой ложись…» мог ли быть Г. Жуков другим, не похожим на деятелей, представлявших вершину вертикали власти и её окружения? Отвечая на этот вопрос, можно сказать — да, мог. Он никоим образом не был замечен в политике. Тактика и стратегия войны, укрепление обороноспособности – это то, чему отдавал краском своё время и силы.
Как известно, к 37-му году страна превратилась в территорию концлагерей и застенков. Политические дискуссии закончились расстрелами действительных и потенциально возможных оппозиционеров. Значительная часть армейской элиты попала под колёса репрессий, и погибла. Миллионы граждан, находясь за колючей проволокой в качестве заключённых и её охраны, оказались исключены из продуктивного производства и обороны страны.
Жукову повезло. Доноса на него не поступило. Чтобы выжить, необходимо было отмежеваться от политических действий и заявлений, быть предельно открытым и поддерживать линию партии, то есть Сталина.
К этому времени положение дел в армии, её боеспособность оказались не на высоте. Маршалы Блюхер, Егоров, Тухачевский были расстреляны. Значительная часть армейской элиты — репрессирована.
Красная Армия, когда политическая конъюнктура и стратегическая оценка на границе определялись человеком невоенным, сопротивление войскам вермахта оказать была не в состоянии. Нужны были кардинальные решения и личности, способные выправить положение. Выбор у Сталина оказался небольшой.
Немец под Ленинградом. Вот-вот колыбель революции падёт. Жукова спешно направляют спасать город. Первый маршал, воспетый в песнях, К. Ворошилов, командующий Ленинградским фронтом, отзывается в Москву. Его место занимает Жуков. Нужно было быть достаточно жёстким, а иногда и жестоким, чтобы выправить положение дел в войсках, наладить управляемость и способность оказывать сопротивление противнику. С поставленной задачей Жуков справился.
Москва. Октябрь 1941 года. Танки Гудериана врываются в Орёл. По городу движутся трамваи. Жители смотрят на танки с крестами, ничего не понимая. Наконец до них доходит: это – немцы. Начинается паника.
Паника не только в городе Орле, но и в столице нашей родины Москве. Выйдя на Симферопольское шоссе в условиях осенней распутицы, немцам до Москвы остаётся немногим более суток хода. Решением Ставки Верховного Командования Г. Жуков возглавил оборону Москвы.
К этому времени кадровой Красной Армии как таковой нет. Есть некие остатки подчас неорганизованных армейских масс, не всегда готовых к сопротивлению. Случайно или волей судьбы в Мценске, рядом с Орлом, оказалась 4 танковая бригада полковника Катукова, только-только сформированная в Сталинграде. Прибывший в Мценск генерал Лелюшенко, назначенный командиром несуществующего корпуса, при встрече с Катуковым говорит следующее: «В отношении корпуса сказано громко. Кроме полка НКВД и батальона Тульских курсантов у меня ничего нет. Я передаю их вам. Можете посадить их на танки в качестве десанта. Нам нужно продержаться хотя бы неделю. Мне доподлинно известно, из Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии идут эшелоны с дивизиями. Нам важно продержаться до их прибытия и развёртывания».
Итак, в районе Орла и Мценска, на Симферопольском шоссе, 49 лёгких и средних танков бригады Катукова — против более, чем 600 танков 24-го корпуса генерала Гудериана.
Полковник Катуков свою задачу выполнил. В течение 10 дней бригада в невероятно сложных условиях, ценой беспредельного мужества, потери значительного числа личного состава и техники, отчаянно атакуя из засад колоны немецких танков и уничтожая их, позволила развернуться подошедшим соединениям Красной Армии и занять оборону. Дорога на Тулу была перекрыта.
Назначенный командующим Западным фронтом Жуков без охраны, подчас даже не располагая информацией о положении дел, мотается от Малоярославца до Юхнова, разыскивая штаб Резервного фронта и его командующего, маршала С.М.Будённого с тем, чтобы переподчинить разрозненные, недоукомплектованные его части и соединения и создать из них боеспособные подразделения. К этому времени враг вышел на Варшавское шоссе.
Измотанные в непрерывных боях 222, 53 и 312 стрелковые дивизии уже не могут сдержать напора танковых и механизированных соединений вермахта, они отступают по направлению к Малоярославцу. По приказу Жукова создаётся опорный пункт обороны «Ильинские рубежи», куда направляются Подольские курсанты. История «Ильинских рубежей» нам хорошо известна.
В этот тяжелейший для истории страны период, не зная ни сна, ни отдыха, Георгий Константинович сумел создать систему обороны из разрозненных, отступающих частей и подразделений дееспособные воинские соединения, наладить систему управления войсками, остановить врага. Да, он был невероятно жёстким, а подчас и – жестоким. Другого выбора у него не было. С задачей, поставленной перед ним Верховным Главнокомандующим, Георгий Константинович справился. Враг был остановлен, а затем и отброшен от Москвы.
Владимир Вареник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *