Право на здоровье

В ноябре в Госдуме будет слушаться Федеральный закон «Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан». Это будет уже второе чтение закона. В сентябре он был отправлен на доработку, потому что поступило много поправок, а также возникло много споров по отдельным пунктам документа.
О правах в сфере медицины мы сегодня поговорим с директором обнинского центра реабилитации ЗИНОВИЕМ ГУРОВЫМ.

Право на помощь
— Приходя к врачу, мы ожидаем к себе внимательного отношения и квалифицированной медицинской помощи. Право на медицинскую помощь гарантировано нам законом?
— Безусловно! Это право гарантировано нам и Конституцией Российской Федерации, и иными законодательными актами. Причем, в «Основах законодательства РФ по охране здоровья граждан» указано совершенно четко: «Каждый имеет право на медицинскую помощь». Понимаете? Не «каждый гражданин РФ» или как-то еще, а именно «каждый …имеет». То есть, помощь имеет право получить любой человек.

— Зиновий Рудопьянович, так чем же не устроил проект закона его оппонентов? Что вызвало наибольшие споры?
— Видите ли, медицина отличается от любого другого социального института тем, что понятие «милосердие» здесь является профессиональным качеством и критерием работы. Наверное, поэтому основные дебаты развернулись на тему – где та грань, которая должна отделять платную медицину от бесплатной. Также много вопросов вызвали объемы финансирования государственных медицинских учреждений. Были и другие поправки.
А вообще-то проект нынешнего закона — это очень важный и своевременный документ. Предыдущий – от 1993 года — уже устарел и нуждается в серьезной правке.

— Чьи права призвано защитить медицинское право?
— В условиях цивилизованного мира, медицинское право одинаково защищает, как права пациентов, так и права медиков. У нас в стране закон уделяет больше внимания защите прав именно пациента. И, в принципе, ничего неизвестного нам тут нет. Просто не всё из того, что прописано в законе, мы воспринимаем как свои права, и не всегда понимаем, что врач, нарушивший эти права, может быть привлечен к ответственности.

— А куда пациентам и врачам следует обращаться за защитой своих прав в случае их нарушения?
— В статье 30-й «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан» сказано: «В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд».

Право на вежливость
— Недавно в Обнинске проводился пикет, на котором, в числе прочего было немало жалоб на некорректное поведение медицинского персонала. К сожалению, грубость медиков – явление нередкое…
— В проекте нового закона есть статья 30: «При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала». Очень важно, что человек, приходящий в медицинское учреждение имеет право на уважительное отношение к себе со стороны ЛЮБОГО его сотрудника, начиная с вахтера и санитарки, и заканчивая заведующим этим лечебным учреждением.
Таким образом, если медик, разговаривая с вами, грубит, повышает голос или обращается с вами пренебрежительно, то он нарушает закон и может быть привлечен к ответственности!

— Но если врач, даже вежливый, чем-то пациенту не нравится, имеет ли он право выбирать себе доктора?
— Читаем пункт 2 статьи 30: «Пациент имеет право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования». То есть, если страховая компания заключила договор с тремя лечебными учреждениями, то пациент имеет право выбирать из тех врачей, которые работают именно в этих учреждениях. И менять их не чаще одного раза в год.

Право на комфорт
— А регламентирует ли закон оборудование больниц, их комфорт и функциональность?
— Конечно! Читаем: «пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям». Это значит, что пациент должен находиться в чистой палате, оборудованной с хотя бы минимальным комфортом.

— Но ведь палата палате рознь, и даже чистые и оборудованные палаты бывают разные – шестиместные, например, и одноместные. Кто определяет, куда именно положить больного?
— В какой палате должен находиться пациент решает, прежде всего, его лечащий врач. Именно он отвечает за жизнь и здоровье пациента, и он лучше всех знает, насколько тяжело его состояние, и каких условий для больного оно требует.

— А еще у нас люди частенько лежат в больничных коридорах. Что об этом написано в законе?
— Такое часто случается в отделениях экстренной медицины, где не спрогнозируешь наплыв пациентов. Бывает так, что состояние пациента требует немедленной медицинской помощи или даже хирургического вмешательства, и не позволяет ждать, когда освободится место в палате. Но в этом случае, больному ОБЯЗАНЫ предоставить место в палате СРАЗУ ЖЕ, как только оно освободится. А вот если вас разместили в коридоре без экстренной необходимости в госпитализации и без вашего на то согласия, то это уже нарушение ваших прав!
И еще один очень важный момент: Облегчение боли также прописано в законе. Фраза «Потерпи, родной» — осталась в далеком прошлом. Сегодня, если пациент жалуется на боль, врач ОБЯЗАН сделать что-то для ее облегчения. Хотя бы таблетку анальгина дать!

Право на выбор
— Очень интересный пункт: «Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов». А если пациент профессора из Москвы к себе затребует, неужели ему обязаны обеспечить такую консультацию?
— Не все так однозначно…Разумеется, если возникнет необходимость в консультации врачей каких-либо специальностей, даже не связанных с основным заболеванием пациента, заведующий отделением должен обеспечить такую консультацию. Но консультировать будут те специалисты, которые работают в данном лечебном учреждении либо сотрудничают с ним.

— Стало быть, у пациента нет выбора?
— Есть! В том случае, если его не устроил предоставленный специалист, он имеет право пригласить к себе другого – по своему выбору. Но договариваться с этим специалистом, а также, при необходимости, оплачивать его услуги пациент уже должен сам. При этом лечебное учреждение, где он лежит (если это стационар), не должно чинить никаких препятствий для такой консультации, обязано обеспечить место для осмотра больного и предоставить приглашенному специалисту историю болезни со всеми материалами, где он также сделает свою запись по окончанию консультации. Это допускает закон.

— А потом эта запись останется в сейфе «за семью печатями», и пациент уже никак не сможет получить ее в свое распоряжение…
— Абсолютно нет! История болезни, конечно, останется храниться в лечебном учреждении. Но по просьбе пациента, ему обязаны предоставить КОПИЮ этого документа в любой момент. И это тоже регламентировано законом!

Право на информацию
— Вообще, с медицинской информацией все время проблемы. То сам пациент не может добиться от врача никаких сведений, а то, наоборот, врач рассказывает о его болезни кому ни попадя… Что говорит об этом закон?
— В законе есть понятие «Врачебная тайна». И ее часть составляет даже сам факт обращения в медицинское учреждение. То есть, если кто-то звонит врачу и интересуется: «А был ли такой-то сегодня у вас на приеме?» — на это вопрос врач не имеет права отвечать. Пункт 6 статьи 30 говорит о сохранении «…в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении…». Даже в больничных листках диагноз сейчас перестали указывать. Врач не имеет права разглашать диагноз никому, кроме самого пациента, а также тех лиц, на которых указал пациент. Это очень важно! У нас принято сообщать о болезни ближайшим родственникам. Но ведь, может быть и так, что как раз, например, жене нельзя знать о диагнозе мужа. Ну, может, сердце у нее слабое, и не выдержит такой новости! Врач обязан уточнить у больного — кому он может рассказывать о его болезни и о ходе лечения.
Также если работодатели хотят узнать о наличии заболевания, то им будет отказано в данной информации. Кроме случаев производственной травмы. Ну, и разумеется, имеют доступ к врачебной тайне органы следствия при проведении соответствующих мероприятий.

— Ну а сам пациент насколько он должен быть информирован?
— Полностью, что называется «от и до». Пациент имеет право читать свою историю болезни. Врач обязан его информировать о его заболевании, о возможном развитии болезни, о тактике лечения. Пациент может сам выбирать стратегию лечения, например, делать операцию или лечить консервативно, если есть такая возможность. При этом врач обязан разъяснить все нюансы обоих способов. Об этом говорят пункт 7-9 статьи 30.

Обязан быть здоровым!
— А есть ли обязанности у пациентов?
— Да, в новой редакции закона прописаны и обязанности пациентов: «Граждане обязаны бережно относиться к своему здоровью, здоровью детей и окружающих лиц». Это первая попытка узаконить обязанности пациента, и это очень важно!

— Получается, что, по закону, мы будем обязаны правильно питаться и легкой трусцой бегать по утрам? А тот, кто злоупотребляет спиртным и курит, нарушает закон?
— На практике это скорее означает, что человек обязан проходить медосмотры, делать прививки себе и своим детям. Кроме того, пациент обязан строго соблюдать назначения врача, даже если они ему не очень по душе, такие как, например, ограничить себя в еде или бросить пить.

— А можно ли привлечь человека к ответственности за нарушение этих обязанностей?
— Как я уже говорил, закон пока находится на стадии доработки. И это статьи, в числе прочих, будут дорабатываться и обсуждаться, так же, как и меры ответственности. Но человек должен сам четко понимать, что за небрежное отношение к своему здоровью он будет наказан самой природой. И наказан строго – лишением здоровья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *