Заботы и радости ветерана

Международный день пожилых людей и Международный день музыки чудесным образом переплетаются в жизни многих семей, в которых есть дедушки и бабушки, а их дети и внуки – профессиональные музыканты.

Для Нины Дмитриевны Матюхиной и ее семьи оба этих дня особо почитаемы, поскольку ее возраст относится к той самой категории пожилых людей, а с музыкой она связана давно и навсегда через сына, большого музыканта, которого знает Европа, солиста Большого театра России. И, конечно, жизнь Нины Дмитриевны теперь со всей любовью подчинена детям, внукам, их заботам и радостям. Почти вся трудовая жизнь Нины Дмитриевны прошла в Обнинске. Сюда они с мужем и годовалым сыном приехали пятьдесят лет назад. Предстояло жить и работать, растить и воспитывать детей в молодом, строящемся городе. Муж – шахтер, приехал строить Институт физики земли. А она – медицинский работник, окончив акушерское училище и поработав в роддоме в Думиничах, овладела самой земной и гуманной специальностью – акушерки. Держать в руках новорожденного человечка – это большая ответственность и особое чувство. По приезде в Обнинск работала опять с детками, в детских яслях и санатории.

“Дети меня не напрягали, мне очень нравилось с ними работать. Я натура артистичная, а им только это и надо,” – говорит Нина Дмитриевна. Характер у нее общительный, жизнеутверждающий, с большим юмором, где бы ни работала, везде находила для себя положительное. Она много занималась художественной самодеятельностью, одарена юмором и слухом, пела в хоре ветеранов при ДК ФЭИ. На заслуженный отдых Нина Дмитриевна вышла, проработав более сорока лет в детских дошкольных учреждениях ФЭИ и МСЧ-8. К этому времени уже выросли свои дети, сын Игорь и дочь Надежда, и появилась внучка. Дочка – юрист, работала, и нужно было помочь ей в воспитании Настеньки. Теперь она уже большая, учится в 9 классе в “Державе”. Характером пошла в бабушку – артистичная, любит сцену, участвует в школьных спектаклях и уже принята в театр ДЕМИ. С удовольствием делает поделки из бумаги. Бабушка ею довольна.
Для Нины Дмитриевны огромную радость и гордость представляет семья сына Игоря. Игорь Матюхин и его жена Екатерина Требелева – успешные оперные певцы, уже взошедшие на свой Олимп и продолжающие свое восхождение. А их девятилетний сын, третьеклассник Арсений, кажется, рожден для сцены, он участвует в школьной самодеятельности, поет и играет, и уже выступал на сцене театра “Геликон-опера”. В концерте для ветеранов и участников Великой Отечественной войны 9 мая 2010 года он очень трогательно исполнил “Летят перелетные птицы” и песню “А у нас во дворе…”. На пятом канале телевидения в передаче “В нашу гавань заходили корабли” тоже записали его. Широкая публика уже слышала, как выступал этот очаровательный мальчик из семьи талантливых оперных певцов. Его мама Екатерина Требелева родилась, выросла и училась в СанктПетербурге, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, музыкальное училище им. Римского-Корсакова по хоровому дирижированию и Консерваторию по оперному пению в классе профессора А.Н.Киселева, и с 1994 года начала петь в Оперной студии консерватории. Ее прекрасное сопрано широкого диапазона привлекло внимание и она, дебютировав в Национальной эстонской опере, была приглашена Московским театром “Геликон-опера” (рук. Д.Бертман) на роль Татьяны в “Евгении Онегине”. Участвовала в Оперном Фестивале в Ирландии, пела в Финляндии и Мариинском театре. На сцене театра Оперы Монте-Карло спела Иоланту Чайковского и была очень тепло отмечена итальянской и американской прессой. На фестивале в Испании спела Марию в “Мазепе”. И вот вершина, к которой стремится каждый певец – Ла Скала – Чайковский “Черевички”, партия Оксаны. Это далеко не полный «послужной» список красивой, изящной певицы “Геликон-оперы”, где поет ведущие партии и гастролирует с труппой театра по миру.

Мы беседуем с Ниной Дмитриевной в квартире с двумя включенными телевизорами, где просматриваем и прослушиваем дорогих ее сердцу исполнителей. И, естественно, мама вспоминает, какими нелегкими путями шел Игорь к исполнительскому искусству, сколько было раздумий и тревог, и многое было не благодаря обстоятельствам, а вопреки им, ведь и сам он, и родители не сразу распознали, каким талантом одарен сын. Он учился в школе №5 Обнинска, как и многие подростки в определенном возрасте играл на гитаре, пел с ребятами. Потом достал гармошку (отец играл на ней в молодости), самостоятельно освоил ее, но сказал, что “кнопок не хватает”, чтобы играть желаемое. Пришлось купить баян. Немного позанимался с обнинским музыкантом Дмитриевым Михаилом Емельяновичем, изучил ноты, основы музграмоты, начал подбирать мелодию. Его привлекали оперные арии, слушал записи известных исполнителей. После окончания общеобразовательной школы родители настояли на поступлении в Калужское музыкальное училище им.Танеева. Но как поступать? Ведь не учился в музыкальной школе. На многих инструментах играет по слуху, а с музграмотой беда. Так ведь взяли!
За музыкальность. Его педагог Владимир Сергеевич Иванов (ныне руководитель ансамбля “Калинка”) разглядел в молодом человеке музыканта. Учился Игорь охотно, даже азартно, окончил училище со специальностью “дирижер народного оркестра”. Направлен в Рязанский народный хор. И там нашелся учитель, оценивший огромные вокальные способности. И очень многому научил Игоря Олег Михайлович Хархаргин. Это была случайная встреча, и она привела к решению двигаться дальше в вокальном исполнительстве. Далее был с отличием окончен Государственный музыкально-педагогический институт им.Гнесиных по классу Артура Эйзена. Еще студентом Игорь исполнил на сцене Оперной студии ведущие партии в операх “Свадьба Фигаро” Моцарта (Дон Бартоло и Фигаро), “Майская ночь” Римского-Корсакова (Голова), “Евгений Онегин” Чайковского (Гремин) и др. И далее началось восхождение. “Перед певцом – опера – оркестр – зал, это надо освоить, соединить воедино. На первом курсе мы все Шаляпины, говорит Игорь, и только на сцене узнаем, кто мы в искусстве”. Хорошую практику дала работа в Швейцарии в составе трио “Москва”, затем в театре “Новая опера” Колобова… И вот опять “его величество случай”. Между гастролями в Швейцарии друг посоветовал прослушаться в Большом театре. Не питая особых надежд, пошел. Из пятидесяти с лишним претендентов – принят. С 1999 года Игорь Матюхин – солист Большого театра. Не перечесть исполненных партий на главной оперной сцене страны. При этом он поет в Новой Израильской опере, на фестивале в Сполетто, в Австралии, ему рукоплещет театр Парижской национальной оперы. Но есть заветная вершина, о которой мечтают многие – Ла Скала. И она покорена, в 2003 году дебют в миланском театре Ла Скала у самого маэстро Мути в заглавной партии оперы “Моисей и Фараон” Дж.Россини. Зрители и маэстро были довольны и тому подтверждение – очередное приглашение в Ла Скала на “Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха и еще на ряд спектаклей…

При этом я вспоминаю передачу на радио “Орфей”, она называлась “Большой театр сегодня”. Совершенно замечательная передача “Интервью с Игорем Матюхиным”, где были включены превосходные записи арий из спектаклей. Очень много интересного рассказал певец, исчерпывающе отвечая на вопросы корреспондента. Мы заканчиваем беседу с Ниной Дмитриевной, а она уже собирается в Москву приглянуть за Арсением, это ее заботы, так как папа на гастролях, а у мамы репетиции. А еще Нине Дмитриевне очень хочется, чтобы родной город, друзья, учителя, знакомые, жители услышали прекрасный голос их талантливого земляка, которому рукоплещет Россия, Италия, Франция… Но почему-то не Обнинск. Вот такими заботами и радостями своей большой и дружной семьи живет ветеран труда, ветеран Атомной энергетики и промышленности, старожил нашего города Н.Д.Матюхина.

Дина Габрианович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *