Запросы нового времени

«Демографическая яма» 90-х годов и очередные реформы высшего образования в России испытывают на прочность все учебные заведения. Близость Обнинска к Москве делает эту проблему еще острее. О том, как, кого и чему учить в вузах, чтобы соответствовать времени, мы ведем разговор с ректором Среднерусского гуманитарно-технологического института Ириной Николаевной МАРУТИНОЙ.

Правильное маркетинговое решение

— В прошлом году 60% вузов Калужской области не смогли добрать студентов на договорные специальности. Да и на бюджетные места особого конкурса не наблюдалось. Что сейчас происходит с вузами?

— Если говорить об Обнинске, то в этом году на весь город оказалось всего 300 выпускников школ. Ситуация легко прогнозируемая: большинство этих ребят поедут учиться в Москву. При свободном наличии бюджетных мест многие постараются использовать этот шанс.
В нашем Среднерусском гуманитарно-технологическом институте (СУГТИ) бюджетных мест практически никогда и не было. Поэтому паники на этот счет мы не испытываем. Но сокращение количества студентов-очников заметно и у нас.
Из-за небольшого потока абитуриентов могут быть сформированы только малые группы, и для того, чтобы сделать их рентабельными, пришлось бы повышать в разы оплату за учебу. Нам этого делать не хочется. СУГТИ ориентируется на семьи со средним достатком, где дети реально желают учиться, а не просто «покупать дипломы». Поэтому уже много лет у нас держатся демократичные цены.

— В таком случае, за счет чего вуз собирается выживать в финансовом плане?

— Проанализировав ситуацию с естественным недобором выпускников школ, мы приняли решение акцентировать свои усилия на вечерней и заочной форме обучения. Наши студенты, как правило, уже взрослые и работающие люди, вполне осознанно выстраивающие свою карьеру.
И если сравнивать этот год с предыдущим, то я могу сказать, что желание поступить в наш институт на заочное отделение у студентов не снизилось. Более того, с этого года, помимо бакалавриата, мы открыли программы среднего профессионального образования (СПО), формируется также группа в магистратуру. И никого из вновь поступающих не смущает, что наш вуз является негосударственным, а обучение в нем платное. Наш институт за шестнадцать лет работы зарекомендовал себя. Имея аккредитацию, мы выдаем государственные дипломы. Так что, на мой взгляд, в этом году для нас ситуация с набором абитуриентов даже более мягкая, нежели была в прошлом.

— А в чем преимущества вашего заочного отделения перед другими вузами?

— С одной стороны, это, так называемая, модульная система обучения. Студенты-заочники не раз в полгода приезжают сдавать на сессии целый ряд предметов, которые самостоятельно изучали дома, а регулярно общаются с преподавателями по субботам и воскресеньям, что значительно увеличивает эффективность обучения. И еще один плюс «модулей»: не надо платить за весь период обучения, студенты оплачивают ту дисциплину, которую в данный момент изучают.
Но не только это является залогом успеха вуза. Важно, что все кафедры и факультеты СУГТИ работают по принципу создания корпоративной модели образовательного пространства.

— Что такое «корпоративная модель»?

— Это когда вуз получает конкретные заказы от работодателей и именно под эти заказы готовит студентов. Такая модель работает применительно к нашим техническим специальностям. В частности, примером служат наши договоренности с заводом «Сигнал», Малоярославецким приборным заводом.
Кроме того, в этом году у нас набралась группа по направлению «Метрология и стандартизация». И, прежде чем приступить к лицензированию такого сложного направления, мы обратились в научно-производственное предприятие «Метра», заручились их поддержкой, заключили с ними договор на практику.
Другими словами, наши студенты не просто учатся, получают теоретические знания, они уже практически знают, куда их примут на работу.
Если же говорить о традиционных гуманитарных направлениях нашего института – психологии, юриспруденции, экономики, менеджмента, – то здесь институт заключил порядка 270 договоров на прохождение практики в организациях и на предприятиях города Обнинска, Московской и Калужской областей.
Регулярно в СУГТИ проводятся предметные месячники, для проведения которых мы приглашаем специалистов-практиков с различных предприятий города и проводим дополнительные, вне учебного плана, мастер-классы, семинары, публичные лектории. Часто во время такого живого общения представители работодателей и выбирают себе будущих работников из числа наших лучших студентов.

«Доготовка» необходима

— СУГТИ уже давно работает по двухуровневой системе образования, принятой в Европе. Россия полностью перешла на эту систему образования только в 2011-м году. Кого предпочитают работодатели – бакалавров, магистров или специалистов?

– Еще порой можно услышать от выпускников вузов, что работодатели заявляют: мы вас не возьмем на работу, потому что у вас бакалаврское образование, а это — неполное высшее. На самом деле, такие заявления – абсолютная безграмотность. Диплом специалиста со сроком обучения 5 лет и узкой специализацией выпускника уже давно изжил себя. Бакалавриат – базовое и законченное высшее образование нового типа.
Работодателями «молодые специалисты» всегда воспринимались и сегодня воспринимаются всего лишь как некие «полуфабрикаты», которых еще надо доводить до ума. Ну кто из выпускников вузов, попавших на производство, не слышал знаменитого первого наставления: «Забудь, чему тебя учили в институте, работать тебя научат здесь»? И если выпускников вуза в любом случае надо доучивать, учитывая специфику работы конкретного предприятия или учреждения, то для работодателей уровень их базовой подготовки, безусловно, важный, однако не определяющий фактор. Главное – мотивированность молодого человека на саморазвитие и профессиональный рост, способности, обучаемость.
Бакалавриат как раз готовит «полуфабрикат» для работодателя, то есть это образование дает широкие и общие представления о профессии, а «затачивают» их уже на предприятии «под себя» сами работодатели. При этом выпускнику ничего не нужно «забывать» из вузовского багажа и не нужно переучиваться. Так что адаптация бакалавра на рабочем месте идет быстрее. А если это еще помножить на наше практико-ориентированное образование, то сразу становится понятно, почему выпускники СУГТИ так востребованы.
Подтверждением этому могут служить ежегодные благодарности от работодателей за подготовку студентов, проходивших у них преддипломную практику, стажировку или взятых на постоянную работу: ОНПП «Технология», Союз предприятий города Москвы, МУП «Архитектура и градостроительство» г. Наро-Фоминск, ОАО «АтомЭнергоремонт», МОУ «Коммунальные тепловые сети» Боровского района, Адвокатская палата Калужской области и много других.
В то же время, мы не забываем делать акцент в обучении и на студенческую науку. Студенты уже с первого курса принимают участие во внутривузовской конференции «Человек в XXI веке». А работы старшекурсников мы отправляем на всероссийские и международные конкурсы, олимпиады и научные конференции. Нередко они становятся лауреатами, имеют публикации в научных сборниках и журналах.

Современное образование непрерывно

— СУГТИ растет и развивается, и это сложное кризисное время проходит достойно. Какие планы у института на будущее?

— Спрос на всеобщее высшее образование – особенность постиндустриального общества.
Идеал советской трудовой модели – один вуз и всего одна-единственная запись в трудовой книжке, — не является сегодня желательной нормой поведения для общества и государства. Пока человек осваивает одну профессию в институте, уже появляются новые специальности, которых на момент его поступления в вуз просто не существовало. В этом отношении появление двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) является ответом на требования времени, поскольку позволяет уточнять профиль подготовки в период обучения. Часто эта линия продолжается в виде программ поствузовского образования.
В прошлом году мы разработали более десяти краткосрочных курсов переподготовки и повышения квалификации, которые нацелены на поддержку малого и среднего предпринимательства. В частности, в 2011-м такие встречи прошли по темам микрофинансирования малого бизнеса, по работе третейских судов. В этом году мы объявим о наборе на курс повышения квалификации «Правовые основы ЖКХ». Опять же не случайно. К нам обратились с данной просьбой из администрации города Обнинска и Центра занятости населения.
Думаем мы и над прогнозированием спроса на новые профессии, анализируем потребности региона на несколько лет вперед. Сейчас Калужской области крайне необходимы специалисты технических профилей. Наш регион стал стартовой площадкой для высокотехнологичного производства. Так что мы разрабатываем новые образовательные программы, о которых в скором времени будем готовы заявить.
Динамизм современной экономики, в которой постоянно появляются новые сферы деятельности, требует постоянного изменения квалификации. Иначе человек оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным.

Записала Светлана Соболева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *