От сборочных производств — к полному циклу

Обеспечение собственными компонентами автомобильных сборочных производств, размещенных в Калужской области, — это та задача, которую губернатор Анатолий Артамонов изначально сформулировал, когда мировые автогиганты еще только начали приходить на Калужскую землю. И вот первое такое производство в июле запущено в индустриальном парке «Грабцево», по соседству с заводом «Фольксваген»: состоялось открытие завода штамповочного производства «Гестамп-Северсталь-Калуга» и металлоцентра «Северсталь-Гонварри-Калуга».
В торжественной церемонии открытия принимали участие губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, генеральный директор компании «Северсталь» Алексей Мордашов, генеральный директор корпорации «Гестамп» Франсиско Риберас и другие официальные лица.
Приветствуя участников церемонии, губернатор Анатолий Артамонов подчеркнул значимость открытия совместного предприятия, которое пополнило «созвездие» мировых брендов, пришедших на Калужскую землю. При объединении усилий таких компаний создаются высокотехнологичные современные производства и тем самым совместно решаются задачи модернизации экономики России, поставленные Президентом и Правительством РФ. Со своей стороны Правительство региона обеспечивает всем инвесторам прозрачный и предсказуемый режим работы, благодаря чему сегодня уже десятки и российских, и зарубежных компаний разместили в регионе свои предприятия по производству самой разной продукции. Губернатор напомнил, что наряду с автомобилестроительным кластером, в области формируется кластер по производству сельхозмашин и фармацевтический кластер.
Но наибольшую известность Калужская область получила в качестве одного из центров автомобилестроения, который начинался с проекта, совместного с концерном «Фольксваген». Именно калужский завод «Фольксваген» и станет получателем штампованных деталей кузова от завода «Гестамп-Северсталь-Калуга». Губернатор выразил уверенность, что и остальные сборочные заводы калужского автопрома – и Вольво, и Рено, и Пежо, и Ситроен, и Мицубиси, воспользуются возможностью получать продукцию от «Гестамп-Северсталь-Калуга». Для этих целей, по словам губернатора, уже зарезервированы и обеспечены необходимой инфраструктурой участки на территории индустриальных парков «Росва» (Пежо Ситроен и Мицубиси), «Калуга Юг» (Вольво и Рено). О правильности такого подхода говорят желание и готовность многих поставщиков комплектующих изделий приходить на Калужскую землю для размещения здесь своих производств, два из которых уже начали в этот день производство. Это совместные предприятия ведущей металлургической компании и одного из лидеров производства автокомпонентов. «Важно, что мы имеем дело с сильными, современными компаниями, которых знают на рынке и которые приняли решение не делать скидки на трудные кризисные времена», — подчеркнул Анатолий Артамонов, отметив при этом, что в Калужской области кризис уже успешно завершился. Об этом свидетельствует 30%-ный рост объемов промышленного производства по итогам первого полугодия.

Более того, по словам первого заместителя полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Николая Макарова, Калужская область сегодня – лидер в числе субъектов ЦФО, да и в целом в России по привлечению иностранных инвестиций для развития региона. От имени полномочного представителя Президента России в ЦФО Георгия Полтавченко он передал слова благодарности руководству Калужской области за то, что «созданы все условия для быстрой и интенсивной деятельности в этой сфере, которая в короткие сроки приводит к зримым результатам». По мнению Николая Макарова, создание этих двух новых предприятий является успешным значимым проектом, а внедряемые здесь разработки и технологии производства, комплектующих для современных автомобилей ведущих мировых производителей – это весомый вклад в развитие автомобилестроения в нашей стране. Он назвал этот проект устремленным в будущее, поскольку предусмотрены возможности его расширения по мере развития автомобильного рынка и роста количества автомобилей, производимых, в том числе, в Калужской области.
Глава департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов выразил признательность губернатору Калужской области Анатолию Артамонову, благодаря которому, по словам Алексея Рахманова, на карте России появился калужский автомобильный кластер. «Вы задаете тон кластерному развитию автомобильной промышленности», — сказал глава департамента Минпромторга.
В области практикуется комплексный подход к развитию автомобильного направления. Автокластер для потребителя — это не только магазин моторных масел или охлаждающих жидкостей марок Total и Elf, но и салон, дающий возможность купить новый современный автомобиль отечественной сборки, не уступающий по качеству европейским аналогам.

Судя по всему, отечественный гигант «Северсталь» ориентирован не на традиционный для России экспорт сырья – металлопроката, а на создание продуктов его глубокой переработки. И в этом плане открытие штамповочного производства и металлоцентра – крайне важное направление развития для «Северстали», отметил генеральный директор компании «Северсталь» Алексей Мордашов, назвавший открытие производств в Калуге большим шагом вперед в реализации стратегии компании. По его словам, за подобными производствами продукции с высокой добавленной стоимостью — будущее производителей металлопроката в мире.
В металлоцентр «Северсталь Гонвари Калуга» компания вложила около 40 млн евро, его мощность составляет примерно 170 тыс. тонн. Его продукция – не только детали автомобилей, но и корпуса для бытовых приборов, компьютерной техники и пр. Предусмотрена возможность дальнейшего расширения производства, тем более, что металлоцентр расположен в соседнем здании с «Гестамп Северсталь Калуга». «Правительство Калужской области оказывало поддержку и словом и делом, и сегодня вы видите результат этой поддержки», — сказал Алексей Мордашов.
На торжественной церемонии открытия производств выступили также член совета директоров ООО «Фольксваген Груп Рус» Мирослав Власак, генеральный директор «Гестамп» Франсиско Риберас. Они отметили важность командной работы, партнерства между поставщиками и потребителями, благодаря которым проект был осуществлен в короткие сроки. Реализовать высокотехнологичный проект – всегда сложно, особенно в России. Но общими усилиями удалось преодолеть все трудности, разногласия и теперь все участники проекта испытывают гордость за совместный труд.
По окончании торжественной церемонии участников провели по цехам новых производств. Им показали линию продольной порезки, продукция которой идет на изготовление так называемой «белой техники» — кондиционеров, телевизоров, СВЧ-печи и т.д. Стоит отметить, что при создании этого производства учитывали потребности в такой продукции предприятий Калужской области, в частности, завода «Самсунг». Эта современная, технологичная, высокоскоростная линия не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Достаточно сказать, что рулон железа длиной в 2 км разматывается и перерабатывается за 6 минут. На ней используется металл «Северстали». Линия поперечной порезки, на которой можно вырезать из рулона сложные фигуры, пока находится в порту в Испании, она заработает в начале октября. Следующая линия, которую продемонстрировали гостям – линя по заготовке деталей кузова для завода «Фольксваген» завода штамповочного производства «Гестамп-Северсталь-Калуга». Проектная мощность завода позволяет производить 140 000 комплектов кузовных деталей в год, что практически полностью соответствует проектной мощности Калужского завода «Фольксваген». Производство включает полную цепочку переработки металлопроката от рулона до детали автомобиля. Инвестиции в совместный проект «Северсталь» и «Gestamp» составили порядка 89 млн. евро. Помимо «Фольксваген Груп Рус», основными потребителями автокомпонентов станут ООО «ПСМА Рус» и московский завод «Автофрамос». Надо отметить, что пока «Гестамп-Северсталь-Калуга» производит штамповку из зарубежного металлопроката, отвечающего требованиям по качеству, предъявляемым концерном «Фольксваген». Но металлопрокат «Северстали» уже проходит процедуру подтверждения в «Фольксваген», так что вскоре штамповочное производство перейдет на российский металл. В целом уже сегодня можно говорить о производстве полного цикла на заводе «Фольксваген» в Калуге. Пока не хватает сборки двигателей, но, как отмечает руководство завода, вопрос создания моторного цеха может быть рассмотрен в обозримом будущем. Остается добавить, что на новых предприятиях будет создано более 200 рабочих мест.

Александр Сашнев

СПРАВКА
Gestamp – международная испанская корпорация, специализирующаяся на производстве компонентов и структурных систем для автомобильной индустрии. За последнее десятилетие оборот компании вырос в десять раз благодаря развитию широкого спектра технологий, таких как холодное и горячее штампование, роликовое профилирование листового металла, сварка, гидравлическая вытяжка и т.д.
Сегодня Gestamp Automoción представлен в 18 странах, имеет 57 производственных центров и 13 центров исследований и разработок. Общий штат сотрудников компании составляет более 13500 человек. Оборот компании в 2008 году составил 2500 миллионов Евро. Штаб-квартира находится в Испании.

ОАО «Северсталь» – международная горно-металлургическая компания, акции которой представлены на РТС и ММВБ, а также на Лондонской фондовой бирже (LSE). Компания обладает опытом приобретения и управления активами в Северной Америке и Европе. Северстали также принадлежат горнодобывающие предприятия в России и США, обеспечивающие сырьем производства компании. Активы компании находятся в России, Украине, Казахстане, Италии, Франции, Великобритании, Соединенных Штатах и в Африке. В 2009 году Северсталь произвела 16,7 млн. тонн стали и зафиксировала выручку в размере 13,05 млрд. долл. США. EBITDA компании в 2009 году составила 844 млн. долл. США.

Наш корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *