. Обнинский Вестник » Публикации » Волшебство рождения шедевров
Главная » Культура

Волшебство рождения шедевров

16 июня 2011 Нет комментариев

В год 100-летнего юбилея школы № 1 им. С.Т. Шацкого хотелось бы напомнить некоторые имена преподавателей, которые посвятили себя, свой труд школе, развивая и продолжая славные трудовые и эстетические традиции её основателя. Одно из этих имён – Антонина Дмитриевна Левашова.

Недвижимость и квартиры в Чебоксарах Имя Антонины Дмитриевны Левашовой широко известно в нашем городе не только как преподавателя школы № 1 имени С.Т. Шацкого, но ещё более, как художницы. Но её изобразительные средства не краски, кисти и палитра, а иглы да шерстяные и шёлковые нити всех цветов радуги и солнечных лучей. Талантливо вплетённые в ткань замысла, они придают картинам волшебное сияние, ощущение пространства, света и радости.
Антонина Дмитриевна – вышивальщица, достигшая в своём искусстве таких высот, что каждая её новая работа становилась непререкаемым шедевром.
А.Д. Левашова родилась на Калужской земле. Вся её жизнь связана с нашим краем. Её корни – в деревне Лапшинке, где жила её мама, это между Обнинском и Балабановым. Родилась она в Балабанове, здесь прошло детство и врезались в детскую память первые месяцы долгой Великой Отечественной войны, недолгой, но горькой оккупации.
Но она не любила вспоминать это тяжёлое для семьи и для всей страны время.
Затем была учёба в школе. Юность, учёба в Калужском педагогическом институте.
Получив высшее педагогическое образование, окончив филологический факультет, А.Д. Левашова оказалась в Обнинске, пришла в школу. Но в этот момент вакансии её профиля не было, ей предложили вести уроки труда, домоводства, рукоделия. То есть, предстояло готовить детей, школьников к будущей жизни. Антонина Дмитриевна, подумав, согласилась и никогда об этом не пожалела. Потому что школа продолжала развивать традиции С.Т. Шацкого о трудовом и культурном воспитании, и филологическое образование учителя по труду позволяло вести занятия на высоком уровне, воспитывать вкус, прививать эстетические навыки. Дети обожали свою учительницу, многие из них, став взрослыми, продолжали общаться с ней. К тому же с детства Антонина Дмитриевна увлекалась живописью и рукоделием. И собой представляла немалый пример для учениц. Статная, красивая, идеально причёсанная, элегантно, со вкусом одетая, и величавая, говорила выразительно и весомо.
А её творческий путь художника начинался с поисков, удач и сомнений, самостоятельного овладения художественным мастерством. Со временем пришла к “своему” стилю, разработала “свою” технику шитья. А сама наша, среднерусская природа, живописные поля и леса, реки и водоёмы подсказывали темы для художницы. Её трепетное отношение к природе проявлялось во многом, она любила повторять известный афоризм “перед тем, как войти в лес, я вытираю ноги”.
Русские просторы, порой осененные маковками церквей, монастырей, поездки по стране, путешествия – всё давало пищу для воплощения виденного в картинах.
Когда собралось достаточное количество картин, Антонина Дмитриевна решила показать их зрителям. Я помню, как первая выставка всколыхнула весь город. С тех пор прошло четыре выставки в городе Обнинске, каждое подрастающее поколение хочет видеть шедевры, созданные в их городе.
А сколько выставок состоялось от Москвы… до Владикавказа. Там произошло событие, дошедшее до наших дней. По приглашению руководства республики выставка была устроена в художественном музее. За два месяца на ней побывал весь Владикавказ. Однажды один зритель, вероятно, участник Великой Отечественной войны, долго задержался у картины “Каска”. Это полотно – горькая память о войне, из продырявленной каски прорастает цветок, это очень символично. Затем этот человек подошёл к художнице, поцеловал ей руки, подарил стихи, на которые написана музыка.

Вот несколько слов из этого проникновенного стихотворения, их автор А. Кешоков.
Пуля вдруг солдата подкосила,
И упал солдат на чёрный снег.
Ночь пришла, и вьюга схоронила
Нашего товарища навек.
А весной зазеленели травы,
Полетели гуси на восток,
И пробился из-под каски ржавой
С лепестками алыми цветок.

Вот такая трогательная история.

Надо отметить, что тематика картин художницы очень широка, и содержание выставок всегда отвечало их значимости и приуроченности к событиям. Печальная тема войны представлена несколькими картинами “Каска”, “Противотанковые ежи”, “Выстоял старый дуб под косым дождём”, но как велико их звучание. В теме «старая Русь” – монастыри, церкви, колокола. Всё объёмно, колоритно, пропитано любовью к земле родной: “Покровский монастырь”, “Церковь Покрова на Нерли”, “Ипатьевский монастырь”, “Кижи” и другие. В теме Ленинграда – “Разводные мосты”, “Плотик Петра”, “Мосты над Невой”… Большую коллекцию составляют картины Пушкиногорья: “Домик поэта в Михайловском”, “Скамейка Онегина”, “Домик няни”, “Река Сороть”, “Святогорский монастырь”. В этих картинах слышен звон колоколов.
Есть в картинах и горы, и моря, и восходы, и закат на Эльбрусе. И во всём – простор и любовь к земле, неодолимая сила жизни, восторг перед неизбывной красотой природы и призыв беречь эту красоту для себя, для потомков, для мирной жизни. Антонина Дмитриевна всей силой своего таланта отстаивает эти заповеди. А сколько чистоты и поэзии в её картинах природы: “Поле”, “Паутинка”, “Омытые берёзки”, “Раннее утро”, “Птичья стая”, “Край мой родной” и многие другие. Недаром в каталоге картин почти каждую из них предваряют стихи Тютчева, Пушкина. Есть у художницы философские полотна: “Колокола России”, “Собор св. Витта”, “Мольба”, “Жизнь продолжается”.

Антонина Дмитриевна увлекла своим творчеством дочь Елену.
«В начале она помогала мне, потом появились её самостоятельные работы: “Ростовские колокола”, “Ипатьевский монастырь”, изящная “Паутинка”, которые знают не только в нашей стране, но и за её пределами, – рассказывала мне Антонина Дмитриевна, – В настоящее время она превзошла меня в технике, в творческом воображении. Это закономерно и это радует. Я благодарна судьбе за такую дочь!”

С некоторых пор их выставки стали семейными, и прекрасно изданный каталог картин представляет двух равнозначимых авторов – маму и дочь. На последней выставке в Обнинском музее я прочитала и подарила Антонине Дмитриевне своё маленькое стихотворение, посвящённое моим уважаемым вышивальщицам, вот оно.

Шажок к шажку, шажок к шажку…
И можно только удивиться,
Как на глазах: стежок к стежку
Рождает Чудо мастерица.
Игла и нить, талант и нерв,
Да холст, да пара рук проворных.
И вот народ признал бесспорно:
Творенье этих рук – шедевр.

В большой книге отзывов собраны чувства зрителей и во всех них – восторг.
Трудно выразить словами изумление и восхищение работами Левашовых. Все они – настоящие произведения искусства, они – гимн красоте природы, замечательным традициям героического народа России. Изобразительное искусство и поэзия неразделимы. Невольно на память приходят слова поэта С. Васильева:

Поля, да богатства лесные,
да синих озёр благодать.
Россия,
Россия,
Россия!
Границ красоте не видать!

С какой бы огромной радостью и восторгом поздравили бы мы, жители города, друзья, знакомые, ученики Антонину Дмитриевну Левашову с её 75-летием в мае нынешнего 2011 года, года 100-летия её родной школы, но всего четыре месяца она не дожила до этого светлого дня. И ушла символично, как и жила, неся добро и свет людям.