Новая старая школа

В 2011 году школе С.Т.Шацкого исполняется 100 лет. В свой вековой юбилей школа вступает с новыми Федеральными государственными стандартами второго поколения и активно использует педагогические наследие инноватора С.Т.Шацкого.
С.Т. Шацкий отмечает: «Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, при которой дети, главным образом, пассивно воспринимают школьную науку, работая почти исключительно памятью, не удовлетворяясь таким обучением, не свойственным натуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую и художественную работу». Он подмечает также, что ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят, таким образом, у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности.
Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Учитель всегда был для Шацкого важнейшей фигурой педагогической работы. Отсюда его постоянная высокая требовательность и непреходящее внимание к учителю. Ребенок — организм растущий, и сам педагог не может остановиться в своем научном и деловом росте. Расширяя и углубляя свои знания, учитель должен сочетать в себе качества педагога и научного работника — уметь учить детей наблюдать, исследовать, обобщать опыт, пропускать через свое сознание и педагогическое умение весь материал, с которым он намерен идти к детям. И вместе с тем учитель должен быть общественником и человеком доброжелательным, внимательным к детям. «Педагог-общественник с широким горизонтом, педагог-организатор своего дела, организатор детской жизни, педагог — умелый наблюдатель и исследователь — вот тот тип, которого требует новая школа»,— писал Шацкий. Современная 1-я школа имеет высококвалифицированный педагогический коллектив, активно владеющий новыми педагогическими технологиями и информационными компетентностями, технологиями развивающего обучения Intel, проектными методами, что немаловажно в современном образовании.
В рамках подготовки к 100-летию школы учителя совместно с учащимися нашей школы реализовали проект «Школьному музею новая жизнь». Учащиеся сканировали и обрабатывали старые музейные фотографии, письма, документы, привели в порядок экспонаты музея, стенды, создали электронную версию музея для интерактивного применения в образовательном процессе по курсу «Родиноведение. Истоки»
Работая в музее, ребята приобрели практические навыки многих операций прикладной деятельности, навыки самостоятельного поиска необходимой информации, творчески переработали большие пласты материалов музея, с учетом концепции музея восстановили стенды, экспонаты. Работа с педагогическим наследием С.Т.Шацкого и его выпускников: письмами, дневниками, работами студийцев 20-30-х годов статьями, книгами — помогла старшеклассникам проникнуться значимостью столетних традиций школы, идущих от коллектива 1911 года, увидеть перспективы школы. Работа выполнялась как забота о школе, о её прошлом и будущем, с пониманием детьми значимости и ответственности. Проект имел высокую оценку у администрации школы и у ветеранов школы С.Т.Шацкого. Важность проекта «Школьному музею новая жизнь» еще и в том, что музей школы актуализировал свою деятельность, его материалы стали интерактивными.

Школа №1 является активным участником профессионально-педагогической сети города Обнинска по двум направлениям: «Роль трудового обучения в социальной адаптации школьников», тьютор – Зырянова Любовь Витальевна, заместитель директора по воспитательной работе и «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовательном процессе», тьютор – Мосина Татьяна Викторовна, заместитель директора по информационным технологиям. Опыт школы Шацкого неоднократно демонстрировался на региональных и муниципальных семинарах для педагогических работников и традиционных городских педагогических чтениях.
Учебный процесс в школе С.Т. Шацкий пытался перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Эту традицию продолжают педагоги 1-ой школы, результаты этой работы можно увидеть на традиционной школьной конференции научного общества учащихся «Эрудит». В этом году темами исследовательских работ стали проекты, связанные с историей школы и Старого города.
Школа ведет экспериментальную работу, активно распространяет материалы исследований региональной экспериментальной площадки «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной и воспитательной работе школы, как инструмент новых педагогических технологий» на региональном и всероссийском уровнях. В настоящее время, продолжая традиции школы колонии «Бодрая жизнь», на базе которой функционировала художественная студия Архангельского, первая школа является апробационной площадкой по теме исследования «Функциональная модель продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств». Для обеспечения преемственности художественно-эстетического образования активно сотрудничает с НОУ «Обнинский колледж искусств» и кафедрой Дизайн НИЯУ ИАТЭ. В эксперименте задействованы классы художественно-эстетического направления, развивающего обучения, классы, обучающиеся по программе «Истоки. Родиноведение» и классы полихудожественного направления. Сравнение исходных и конечных результатов инновационной работы подтверждает факт важной роли системных занятий искусством. Они положительно повлияли на состояние здоровья детей: как показало медицинское обследование, по некоторым видам заболеваний произошли улучшения. Работа по художественно-эстетическому воспитанию позволяет решать вопросы и социально-психологической реабилитации. Согласно диагностике, проводимой психологом, за последние 2 года в классах художественно-эстетического направления по сравнению с контрольными возрос интеллектуальный уровень детей: количество учеников с высоким уровнем увеличилось на 16%, средним – на 31%, с низким – уменьшилось на 15%. Улучшилось качество учебно-воспитательного процесса. Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что искусство вносит иные оттенки в отношения учителя и ученика, приводит к постепенному исчезновению авторитарности, отчужденности, тревожности детей. На их место приходит доверие, открытость, уважение.
Материально-техническая база школы постоянно обновляется и совершенствуется. Почти во всех классах школы есть мультимедийное оборудование и интерактивное оборудование, новые парты и доски. Кабинеты информатики, химии, истории оборудованы всеми самыми современными материалами для урока, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, учебно-методическими комплектами и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий творчеством. Неоднократно педагоги школы участвовали в муниципальных мастер-классах по использованию современного оборудования в учебном процессе.

В школе созданы уголки отдыха, оборудован медицинский кабинет. Введено двухразовое горячее питание. Мы заботимся о том, чтобы наши ученики и учителя работали в комфортных условиях. Однако недостаточное финансирование не позволяет должным образом подготовить здание школы к вековому юбилею. К празднованию хотелось привести в порядок корт и фасад школы, актовый зал и рекреации на этажах.
Лицо учебно-воспитательного учреждения, считал Шацкий,— это хорошо слаженный, растущий, творчески работающий педагогический коллектив, в котором трудятся коллеги-единомышленники, каждый со своим только ему присущим почерком в работе, но понимающие друг друга и для которых главное — дети, их радости и печали, дети, доверенные педагогическому коллективу, чтобы воспитать из них достойных граждан.
В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого не только в России, но в Европе и Америке, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыва творчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с его теорией и практикой начинают знакомиться учителя. Огромное педагогическое наследие нашего земляка-ученого не потеряно. В наши дни средняя школа № 1 г. Обнинска бережно хранит традиции своего основателя — выдающегося педагога-новатора С. Т. Шацкого.

Заместитель директора школы по информационно-коммуникационным технологиям,
куратор экспериментальной работы в школе №1
Мосина Т.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *