Памяти Адама Ненштиля

Северное сияние
Адама Адамовича Ненштиля я знала около 30 лет. Он работал в Центральной библиотеке «мужчиной», как шутил коллектив, — следил за порядком, обеспечивал хозяйственную деятельность здания. Здесь же располагалась его мастерская. Но мы, библиотекари, воспринимали его больше, чем художника. Его маленькое помещение занимали инструменты и картины — написанные маслом, полностью оформленные и просто стопки акварелей без оформления. Часто мы заходили к нему, перебирали множество работ, наслаждаясь пейзажами, натюрмортами, портретами. Особенно интересен был ритуал «презентации» его новых картин. Адамыч, так мы его звали, ставил новую работу на стул на сцене зрительного зала. Сотрудники читального зала садились в кресла, любовались картиной, восхищались, а иногда позволяли себе критиковать. «Адамыч, а почему такие снегири крупные на ветке, прямо, как куры?», — заметил кто-то из нас. Он улыбнулся и выдал излюбленную фразу, без которой мы не представляли его лексикона: «Ну, ёксель-моксель!». Это была его единственная реакция на критику.
Рисовал он в основном с натуры. Зимой, совершая лыжные прогулки, я неоднократно встречала Адама Адамовича с мольбертом и красками на любимой его поляне, где искрился снег, росли березы и пушистые ели. Несмотря на замерзшие руки, писал зимние пейзажи. Поляна уже заросла высокими деревьями, но я вспоминаю, какой она была 25 лет тому назад, глядя на акварели художника.
Когда к 16-летию своей дочери я попросила Ненштиля написать портрет Ольги, он подошел к этому основательно, принес кассету с музыкой Шопена, которую любила дочь, и под музыку писал ее портрет. На мой взгляд, портрет бесподобно передал состояние модели.
Я покупала довольно много работ Ненштиля, дарила их своим детям, друзьям. Вообще, предпочитаю бытовым предметам дарить картины. В моем доме его произведения находятся на самых видных местах. От них исходит такое тепло, что любуясь ими, снимаешь усталость, отрицательную энергию и всегда находишь что-то новое. На юбилей дочери я решила подарить картину Адама Адамовича. Она пришла в его мастерскую и выбрала букет белых роз, выполненную маслом на холсте. Очень не хотелось художнику расставаться с этой картиной, но все-таки я его убедила, пообещав давать работу на выставки. Да, и, вообще, он был очень щедрым, часто дарил свои произведения к удобному случаю. Зная, что я родилась летом, в пору цветения кипрея, подарил мне картину «Кипрей».
Незадолго до ухода художника из жизни, мы около часа беседовали обо всем, не зная, что прощаемся навсегда. Ум его был совершенно светлым, и только его голос как-то изменился. Я спросила: «Что, горло болит?» «Нет, это просто старость», — ответил он. Расспрашивал меня о муже, детях, внуках. В этой беседе мы как-то незаметно вспомнили все ключевые моменты наших отношений. Мне особенно нравился цикл его работ, показывающих север. Видимо потому, что я жила в Заполярье, когда муж служил на северном флоте, и очень хорошо чувствовала через работы Адамыча красоту этого края. Я в очередной раз высказала свое восхищение. Он согласился со мной и ответил: «Жаль только, что не написал северное синие». «Да, жаль, это очень красиво», — согласилась я.
Через 10 дней Адамыч ушел из жизни. Но я уверена, что в его работах, которые живут во многих частных коллекциях, учреждениях, музеях осталась частица его тепла. Я только сейчас поняла, что все его работы и есть северное сияние.
Любовь Пермякова
Родился Адам Адамович в 1926 году в немецком Поволжье. В 1941 году он был выслан в Сибирь, затем в трудовой лагерь Бугуруслан. С 1956 года Ненштиль жил и работал в Норильске .Именно там началась его творческая биография. Он начал заниматься в изостудии, которой впоследствии руководил. В 1979 году Адам Ненштиль переехал в Обнинск. Обнинский период оказался для художника плодотворным: здесь созданы сотни новых картин. В Музее истории города Обнинска прошло 7 персональных выставок художника. Произведения художника находятся в собраниях Норильского краеведческого музея и в картинной галерее, в Музее истории города Обнинска, в Боровской картинной галерее, в Картинной галерее Малоярославца, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *