. Обнинский Вестник » Публикации » Не слова, а поступки
Главная » Новости

Не слова, а поступки

1 июня 2017 Нет комментариев

Любовь к детям ярче всего выражается в работе тренера - в этом убежден директор СДЮСШОР «Квант» Николай Платошечкин.
Платошечкин: Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. По своей сути тренер - это, прежде всего, педагог, учитель, наставник.
Корр.: Николай Иванович, какие требования предъявляются к тренерам СДЮСШОР «Квант»?
Платошечкин: По-хорошему детский тренер должен обладать комплексом лучших нравственных качеств – излучать оптимизм, быть вежливым, честным, добрым. Замечу, добрым, но не добреньким. Ведь требовательность в спортивной работе необходима, поскольку нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словах, но и на деле, и, прежде всего, на личном примере. Личный пример - лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования. Помню, замечательный тренер по футболу Юрий Алексеевич Шуванов, воспитавший целую плеяду талантливых спортсменов, говорил, что нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям - опаздывать на занятия, приходить на него несобранным, отменять запланированные мероприятия. Детский тренер должен обладать и такими нравственными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость, только тогда дети поверят ему и пойдут за ним. Тем более, что он работает не со своими собственными детьми, а с чужими. И если тренер не любит детей, не отдается своей работе всем сердцем, то эту неискренность дети сразу почувствуют, это скажется на их спортивных успехах и интересе к спорту как таковому.
Корр.: Но ведь чтобы работать с детьми, тем более чужими, необходимо терпение. Не так ли?
Платошечкин: Именно так. Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу со своими учениками, так как в их глазах он не будет обладать авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь результата для «галочки», форсируют нагрузки, ставят под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Детский тренер ни в коем случае не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и, тем более, оскорбительный тон. Однако, спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе.
Повторюсь: детский тренер должен любить детей. И любовь в данном случае, это не красивое слово, а каждодневные поступки. Давно известно, что успешно работающие тренеры обладают и педагогическим талантом, так как существует прямая зависимость между способностями тренера и успехом спортсменов. И здесь особенно важно соотношение потребностей детей и задач, поставленных взрослыми – ведь каждый юный спортсмен нацелен на повышение своих личных результатов, достижения своих личных рекордов.
Корр.: А вы всех тренеров отбираете на работу в СДЮСШОР «Квант» с заявленными качествами?
Платошечкин: В СДЮСШОР «Квант» работает 14 различных спортивных отделений, и я не могу назвать ни одного тренера, который был бы «случайным». Все без исключения пришли в детский спорт по призванию. Я не погрешу против истины, если скажу, что «квантовским» тренерам в первую очередь свойственны такие качества, как умение быстро воспринимать все новое, стремление к творчеству. Их работа не замыкается узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе спортивных событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международном уровне.
Корр.: Но все-таки, кого из тренеров «Кванта» вы могли бы выделить в первую очередь?
Платошечкин: Пожалуй, не выделить, а выразить свое уважение, даже, если хотите, восхищение, поставить их в пример другим. Это тренер по адаптивной физкультуре, человек с очень добрым сердцем и поистине ангельским терпением - Марина Сараева, тренеры по художественной гимнастике, наши «грации» - Елена Сапрыкина, Елена Хрычева и Ольга Снигирь, «делатель» чемпионов - тренер по боксу Виталий Мезенцев, неутомимый наставник лыжников - Владимир Храмов, мастера борьбы самбо и дзюдо - Александр Королёв и Михаил Журавлёв, фанатично преданный шахматам -Игорь Сокрустов, столь же по-хорошему фанатичные тренеры по футболу - Олег Морозов, Алексей Морозов и Игорь Серёгин, тяжелоатлет - Николай Петухов, тренер по пулевой стрельбе - Елена Селиверстова, тренер по легкой атлетике -Александр Кузнецов, тренер по баскетболу - Елена Швырева, тренеры по фитнес-аэробике – Елена и Александр Дубовы. Все эти замечательные люди работают с детьми, и родители детей им доверяют, как доверяют разве только врачу – ведь речь тоже идёт о здоровье. По большому счету, здоровье ребёнка и есть главный рекорд тренеров.
Тренерский состав нашей школы сейчас насчитывает 42 человека, и все преподаватели преданы своему делу и «Кванту». Их ответственная работа, высокая психологическая нагрузка в тренировочном процессе сопровождается ещё и крайне интенсивным графиком выездов на соревнования. Некоторые по два-три раза в месяц вывозят детей, успевая при этом проводить полноценные тренировки. Для своих воспитанников наши тренеры стали практически вторыми родителями, что, поверьте, дорогого стоит и говорит о высоких личностных и профессиональных качествах настоящих педагогов. И, конечно, своим тренерским коллективом мы по праву гордимся.
Беседовал Сергей Коротков