Чтобы предприятие нормально работало

О специфике финансовой работы в научно-исследовательском институте Федерального агентства научных организаций и о роли женщины в этой работе рассказывает главный бухгалтер ФГБНУ ВНИИРАЭ Людмила Тараненко.

Забегая вперед, скажем, что вся трудовая жизнь нашей собеседницы связана с ВНИИРАЭ, и иной трудовой биографии она себе не представляет.

Тараненко. Я работаю в институте с 1984 года. Пришла в ВНИИРАЭ еще несовершеннолетней девчонкой, мне не было даже 18 лет. И уже здесь я училась, росла в должности. Занимала много разных должностей, начиная с лаборанта очистных сооружений и заканчивая инженером в отделе капитального строительства, когда уже окончила строительный институт. Но в 90-е годы, когда в стране многое стало меняться, мне пришлось освоить новую, актуальную на то время профессию – переквалифицироваться в бухгалтеры. Бухгалтерский стаж у меня уже свыше 25 лет, а в должности главного бухгалтера я работаю 16 лет.

Корр. Людмила Викторовна, работа главного бухгалтера в НИИ – в чем ее особенность, в чем ее сложность?

Тараненко. Сложность в первую очередь в большой ответственности, ведь наш институт является бюджетным учреждением, а бюджетные средства находятся под серьезным контролем государства. Мы за них регулярно отчитываемся, и нас, бюджетников, больше и чаще других проверяют: ревизионные управления, счетная палата, казначейство. Кроме того, это работа обширная, требующая большого объема финансовых знаний, причем других знаний, нежели требуются от бухгалтеров, работающих в коммерческих структурах. Потому что у нас, бюджетников, совершенно другой бухгалтерский учет, который заставляет нас постоянно совершенствовать свою квалификацию. То есть, бухгалтер в НИИ – это совсем не расхожая специальность, ей на кратких бухгалтерских курсах не научишься. И людям, работающим в государственном секторе учета, потом тяжело перестроиться на обычный коммерческий бухгалтерский учет, хотя он и гораздо проще. Мы много делаем такой работы, которую обычные бухгалтеры не делают. Все свои расходы мы должны обосновать, каждый источник доходов должны обозначить и расписать, как они будут формироваться и облагаться налогами. А ВНИИРАЭ – это научное учреждение с множеством видов деятельности: это и научные исследования, и создание экспериментальных установок, и научные полевые экспедиции, гранты и стипендии, целевые денежные средства. Плюс ко всему мы еще и хозяйствующий субъект. Мы находимся за чертой города и у нас есть своя котельная, свои очистные сооружения, у нас утверждаются тарифы по оказанию коммунальных услуг, у нас свое большое энергетическое хозяйство. Наш институт на 50 процентов занимается научной деятельностью, а вторая половина, к сожалению, это деятельность хозяйственная. Мы бы хотели заниматься только наукой, но месторасположение института обязывает нас к хозяйственной деятельности. Судите сами. ВНИИРАЭ является гарантированным поставщиком очистных сооружений – мы чистим стоки НИФХИ, МРНЦ, НМГ-ПОЛИКОМ, даже обнинской ТЭЦ – всем предприятиям, что находятся за городом на «карповке». И наша институтская котельная отапливает рядом находящиеся предприятия.

Корр. Может ли главный бухгалтер как-то влиять на движение средств? Например, институту выделяются бюджетные средства под самый новый год, и за три дня их нужно освоить.

Тараненко. Слава богу, сейчас вышестоящие организации не позволяют себе нерациональное использование средств и не «сбрасывают» в конце года суммы, которые грамотно освоить просто нереально. Мы от этой абсурдности, которая была раньше в бюджете, ушли. Теперь есть соглашение по финансированию института, где все платежи четко привязаны к датам. Все расписано на год вперед. И даже если мы получаем какие-то средства сверх финансирования, то они идут под конкретные проекты или закупки. Например, в прошлом году сильный град побил стекла в теплице — мы подаем документы и получаем деньги на аварийный ремонт.

Корр. Существуют ли в НИИ статьи на представительские расходы?

Тараненко. В бюджете таких статей нет. И мы стараемся их не формировать даже во внебюджетной деятельности, потому что очень сложно обосновать подобные затраты. Мы пошли по иному пути. Во ВНИИРАЭ большая и мощная профсоюзная организация, и когда мы заключаем в институте коллективный договор, то включаем в него пункт, по которому администрация института имеет возможность перечислять денежные суммы на проведение всех культмассовых мероприятий, праздников, спортивных соревнований, юбилеев сотрудников и награждения ветеранов института. На такие цели институт тратит по 500-600 тысяч рублей ежегодно, а осваивает эти средства профсоюзная организация института.

Корр. А занимается ли ВНИИРАЭ благотворительностью?

Тараненко. Занимается постоянно. Мы охотно реагируем на письма городской Администрации с просьбой помочь нашему городу. Последнее, что у меня на памяти – мы перечисляли средства на строительство народного лифта в Клинической больнице №8. Через профсоюзную организацию оказываем помощь и выделяем средства для поездок на турниры детской хоккейной команде города Обнинска. Финансируем институтскую команду «Квазар», участников «Кубка Наука-России» по мини-футболу. Были перечисления детскому дому «Милосердие» — мы покупали для них детские вещи: одежду, кроватки, матрасы. К тому же институт платит большие членские взносы в общественные организации города, в том числе и в городской Совет директоров.

Корр. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать финансовый работник в бюджетной сфере?

Тараненко. Прежде всего он должен быть дисциплинированным. Это обязательно, потому что мы практически живем по календарным датам. Каждая дата для главного бухгалтера – это определенный этап работы. Уже начиная с 1 января, мы понимаем, что уходим в гору годовой отчетности. И каждое число – это отчет. Пока мы не отчитаемся, денег не получим. Жесткая дисциплина и учет всего-всего-всего. Мы похожи на сухарей и живем как в армии (улыбается).

Корр. Почему большинство бухгалтеров женщины? Опять же склонность к дисциплине?

Тараненко. Да, она присутствует у женщин. Плюс у женщин есть усидчивость, чего не любят мужчины. Впрочем, сейчас работа бухгалтера стала престижной даже для молодежи, и все чаще встречаются бухгалтеры-мужчины. Однако женщина по своей природе более щепетильна, более терпелива к работе. Большинство моих сотрудников работают со мной большую половину срока – всего вместе со мной восемь женщин плюс пять женщин в экономическом отделе и отделе закупок – мы все вместе живем одной семьей, которая называется финансово-экономическая служба института. Коллектив у нас сложившийся, сработавшийся, слаженный и, несмотря на финансовую дисциплину, очень демократичный и доступный. К слову сказать, главная задача руководства решать проблемы, а не создавать их — чтобы предприятие нормально работало.

Корр. Если к вам в бухгалтерию придут проситься на работу равнозначные претенденты, кого вы предпочтете, мужчину или женщину?

Тараненко. Я с удовольствием возьму мужчину! (смеется)

Беседовал Сергей Коротков
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *