И один в поле воин

Срок действия регионального оператора по обращению с отходами в Калужской области перенесен на 1 января 2019 года. Однако это вовсе не означает, что нужно спокойно ждать этой даты, ничего не делая – так считает Сергей Клименко, один из учредителей крупнейшего перевозчика ТКО в Обнинске ООО «Спецавтохозяйство Обнинск».

Забегая вперед, скажем, что в настоящее время спецтехника, находящаяся в распоряжении ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», вывозит в Обнинске мусора 60 000 тонн в год. То есть две трети всего годового объема бытового мусора первого наукограда, который составляет 98 000 тонн. Именно такая цифра указана в региональной схеме по обращению с отходами. Между тем, Сергей Клименко считает мощность своего предприятия не более чем стартовой – реализовав инвестиционную программу, ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» планирует довести объем вывозимого мусора до 200 000 тонн. Что, впрочем, не удивительно: Обнинск продолжает расти, а растущее количество бытового мусора есть не что иное как признак растущего благосостояния его жителей.

«О необходимости создания регионального оператора по обращению с отходами, который будет иметь главный инструмент – тариф, задумались в 2014 году – тогда были приняты изменения к ФЗ №458, и они со скрипом начали действовать. По этим изменениям региональный оператор должен был начать свою работу с 1 января 2017 года, но в конце прошлого года сроки его действия перенесли на начало 2019 года. Но это не значит, что нужно ждать до 1 января 2019 года – все зависит от ситуации в регионах. Мы не должны ждать этого срока, иначе мы утонем в мусоре, — говорит Сергей Клименко. — Есть регионы, у которых все подготовлено и которые будут вводить региональных операторов раньше. С этой точки зрения ни Обнинск, ни Калужская область не относятся к прогрессивной части человечества. Но не думаю, что наш регион будет затягивать процесс до самого конца назначенного срока. Калужская область – это один из регионов, где разработана региональная схема обращения с отходами, которая согласована с Росприроднадзором. Это целый комплекс мероприятий, финансироваться которые будут не только за счет тарифа для потребителей, но и часть средств будет поступать из экологического фонда — он пополняется за счет так называемого экологического сбора, который платят производители товаров и услуг».

Итак, региональный оператор по обращению с отходами есть начальник над всеми остальными операторами и работает он по тем правилам, которые установила Федерация и конкретный регион. Проще говоря, это управляющая организация, берущая на себя обязательство заключить договора с остальными «мусорными» операторами: перевозчиками, обработчиками, утилизаторами, полигонами, чтобы таким образом «закрыть» всю территорию региона. Мало того, региональный оператор отвечает за все мусорные свалки, в том числе и несанкционированные – эта ответственность была прописана в законе изначально и это логично, поскольку региональный оператор единственный, кто взаимодействует со всеми остальными операторами. К слову сказать, в законе заложен и один из важнейших критериев — обладание региональным оператором мощностями по захоронению отходов.

«Мы, ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», в этой ситуации являемся обыкновенным оператором, в числе многих других, — поясняет Сергей Клименко. — У нас есть лицензия на сбор, транспортирование и обработку отходов, и у нас есть все возможности для этого – спецтехника и специально оборудованная площадка по обработке отходов. Очевидно, что мы не будем ждать 2019 года. Мы уже приступили к подготовке инвестиционной программы на свою деятельность. Каждый оператор должен представить такую программу на утверждение в региональное министерство строительства и ЖКХ и на основании этой инвестиционной программы к концу года он должен сформировать свой тариф, который должен утвердить в региональном министерстве по тарифам. К концу года мы рассчитываем, что в Калужской области сформируется пул операторов, которые будут заниматься отходами. Тарифы у всех операторов будут разные, поскольку работают они в разных условиях».

Не зря процесс обращения с отходами изъят из жилищной услуги и сделан коммунальной услугой. Коль скоро этот процесс коммунальный, то и ответственность за регулирование тарифов лежит на областных властях. У регионального оператора будет тариф единый для всех – для жителей и организаций. По этому единому тарифу будут заключать договора с населением. А операторы по своими тарифам будут заключать договора с региональным оператором на осуществление деятельности по обращению с отходами. Цепочка тарифов.

«Если эта цепочка тарифов будет работать, то это громадный шаг вперед, это принципиально другой подход к обращению с отходами, — убежден Сергей Клименко. — Почему? Сейчас реально не подсчитан объем отходов, его нередко подсчитывают по косвенным признакам, а эта система позволит учесть весь мусор, что даст возможность планировать свою деятельность. Второе требование – нельзя захоранивать необработанный мусор, если в нем не отобраны полезные фракции. И замысел всей этой деятельности – довести обработку отходов до 100 процентов. Конечно, это недешево. Но с другой стороны, переработка отходов – это дополнительные рабочие места и альтернативная энергия».

Кстати говоря, у уважающих себя коммунальщиков есть аксиома – мусор сжигать нельзя. Можно сжигать топливо, полученное из мусора, для чего мусор необходимо обработать: измельчить, сепарировать, отобрать тяжелые и ядовитые фракции, полезные фракции для вторсырья, металлы. Полученное топливо идет в дело. На специализированной площадке по обработке отходов ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» этот процесс будет четко отлажен. И у предприятия уже есть предварительная договоренность с рядом цементных заводов в Калужской области, нуждающихся в недорогом, но калорийном и экологическом «мусорном» топливе. Есть также и партнеры в Санкт-Петербурге, совместно с которыми ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» будет заниматься процессом дифференцирования ТКО.

Нелишне напомнить, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» было первым предприятием в Обнинске, кто поддержал инициативу общественников создать в городе пункты раздельного сбора мусора. Первый такой пункт был установлен на территории ИАТЭ НИЯУ МИФИ. «Это необходимо с просветительской точки зрения, — считает Сергей Клименко. — Чтобы достичь уровня Швейцарии, должно пройти время, чтобы у людей это отложилось в голове. Но как только заработает закон по обращению с мусором, то следующим этапом будут внедрять экономические стимулы для раздельного: если разделяешь мусор, то платишь меньше за его вывоз. Это правильная система, но к ней нужно прийти. Мы же пока находимся на этапе создания инвестиционной программы по обработке отходов. Наша площадка сертифицирована Роспотребнадзором, Росприроднадзором выдана соответствующая лицензия — предприятие ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» перевозит и обрабатывает в Обнинске 60 000 тонн ТКО ежегодно, то есть две трети объема всего городского мусора. А когда инвестиционная программа будет реализована, то мы намерены выйти на объем в 200 000 тонн».

Сергей Коротков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *