УСАДЬБЫ БЕЛКИНО, БУГРЫ, ТУРЛИКИ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.А. СЕРОВА
На территории города Обнинска приютились три усадьбы, расположенные приблизительно в двух километрах друг от друга – это Белкино, Бугры (ныне дача Кончаловского) и Турлики-Михайловское (ныне Морозовская дача). В конце XIX – начале XX века их владельцы Обнинские-Трояновские были связаны тесными родственными узами и воспринимались как единое целое, а усадьбы — как своеобразный культурный центр, обладавший особой притягательностью для известных музыкантов, поэтов, художников. В 1904 году по приглашению И.И.Трояновского здесь почти два месяца гостил и работал художник-портретист Валентин Александрович Серов.
С доктором Иваном Ивановичем Трояновским, начинающим тогда коллекционером, но уже популярным в среде московской творческой интеллигенции, Серов и его друг Левитан познакомились, посещая рисовальные вечера у В.Д. Поленова, субботние вечера в Московском объединении любителей художеств и вскоре доктор стал не только их другом, но и лечащим врачом. Они оба страдали серьезным заболеванием сердца.
Талантливый врач-терапевт, хирург И.И.Трояновский (1855-1928) по окончании медицинского факультета Московского университета работал в городских больницах Москвы, одновременно занимался обширной частной практикой. Учился у русского живописца Сергея Арсеньевича Виноградова, достиг значительных успехов, но художником не стал. В 1884 году женился на дочери калужского дворянина, действительного статского советника, судебного деятеля и публициста, П.Н.Обнинского — Анне Петровне (1862-1920). В приданое ей было отдано имение Бугры в Малоярославецком уезде Калужской губернии, где Трояновские жили в летнее время.
В 1900 году, когда Левитан серьезно заболел, к его лечению подключился доктор Трояновский, но все попытки спасти художника оказались напрасными. В это время Серов, уже добившийся Международного признания, как участник от России находился на Всемирной выставке в Париже. Узнав о смерти своего друга, он был потрясен и тут же вернулся в Москву.
Это трагическое событие сблизило Серова с семьей Трояновских. Жена доктора, Анна Петровна — прекрасная пианистка, умная, образованная, общительная хозяйка была душой собиравшегося общества. Ее душевные качества, обаяние никого не оставляли равнодушным. В уютную квартиру в Филипповском переулке на «огонек» заходили талантливые люди искусства: В.Д.Поленов, Н.Р.Кочетов, Ф.И.Шаляпин, И.Э.Грабарь, В.Я.Брюсов, И.С. Остроухов и др. Серов стал часто навещать Трояновских, ему здесь было уютно.
Где бы В.А. Серов ни находился, доктор Иван Иванович постоянно следил не только за его творческими успехами, но и за здоровьем. 22 августа 1903 года Серов пишет жене Ольге Федоровне Серовой: «Был у Трояновских, последние остатки от воспаления легкого прошли, исчезли». Или «…чувствую себя хорошо, Трояновского не застал».
Осенью, в ноябре 1903 года, Валентин Александрович опять тяжело заболевает. Консилиум врачей установил наличие опасной язвы в желудке. Операцию делал хирург Березкин. Серов пожелал, чтобы на операции присутствовали его друзья-врачи — профессор С.С.Боткин и И.И.Трояновский.
Только в конце января 1904 года Серов оставил больницу и переехал на свою квартиру. Выхаживал его И.И.Трояновский. « В течение двух месяцев ежедневно навещал он художника на дому, делая перевязки. Всегда веселый и жизнерадостный, он много шутил, старался развлечь больного. Серов, лежа в постели, наблюдал за доктором, ничем не выдавая своего внимания. Не меняя мрачноватого выражения лица, разговаривал и что-то зарисовывал украдкой. Обладая тонким чувством юмора и чутьем художника, Серов сумел уловить характерные черты доктора и изобразил его в виде фанфаронистого петуха, и тут же в углу листа с характерным для него юмором написал: «От неблагодарного пациента. Серов». Трояновский, увидев шарж, был сражен.
Здоровье Серова медленно восстанавливалось, и врачи советуют ему ехать отдохнуть в Италию. По возвращении в Москву 21 мая сообщает А.М.Васнецову: «Съездил в Италию превосходным образом и очень доволен». Он полон сил и желания писать. Лето 1904 года Серовы всей семьей живут на даче в Ино, в Финляндии, а во второй половине июня по приглашению доктора И.И.Трояновского художник надолго, почти на два месяца, едет в имение Бугры.
Дом в Буграх с террасой и мезонином стоял на склоне холма, гармонично вписываясь в окружающий пейзаж. От южного фасада дома по косогору раскинулся живописный сосновый парк. Красивая аллея приводила к белой изящной беседке-ротонде. Отсюда открывался живописный вид на заливные луга, железную дорогу и березовый лесок, видневшийся вдали.
Красота природы, хлебосольные, гостеприимные хозяева — все нравилось Серову. Небольшого роста, мешковатый, неповоротливый и угрюмый, на самом деле он был веселым милейшим человеком. Много радостных минут приносили встречи с ним. А как азартно, ловко играл он в городки и крокет. Анна Ивановна, девятнадцатилетняя дочь И.И. Трояновского, часто составляла ему партию. Вечерами, собравшись в большой комнате, где деревянные, неокрашенные стены дышали теплом и деревенским уютом, удобно рассевшись в плетеных креслах, читали вслух Диккенса или Успенского, которых Серов очень любил. Художник здесь отдыхал, целыми днями бродя по окрестным местам с альбомом в руках, делая зарисовки животных и птиц. «Природа Малоярославецкого уезда располагала к этому занятию». Много набросков, рисунков и иллюстраций сделал он к басням Крылова. В баснях его привлекал острый юмор, а кроме всего в поведении животных и людей он находил много сходства. Одну из иллюстраций к басне «Волк и журавль» Серов тогда же подарил Трояновскому.
В этот свой приезд, в июльские теплые дни 1904 года, побывал Серов и в Белкино. Усадьба утратила свой прежний блеск. Дом ветшал, зарастал парк. Парадный двор превратился в интимный внутренний дворик. Вид старого усадебного дома поразил воображение художника. «…Из нескольких написанных им в Белкине этюдов удался только один зал старого дома…». Этот этюд лег в основу написания грустной, лирической картины все еще прекрасного, но уже давно запустевшего двусветного зала с бегущей трещиной по стене, со старой мебелью, уже давно не обновлявшейся.
В двух верстах от Белкина находилось небольшое имение В.П.Обнинского – Турлики. Бывший офицер лейб-гвардии Виктор Петрович Обнинский (1867-1916) после выхода в отставку служил в различных организациях в Петербурге. В 1901 году с женой и маленьким сыном вернулся сначала к родителям в Белкино, а затем переселился в только что отстроенное имение Турлики. Он был видным земским деятелем, предводителем малоярославецкого дворянства, председателем Калужской Губернской Земской Управы. С Обнинским и его женой Клеопатрой Александровной (1880-1927) Серов познакомился в начале 1902 года у Трояновских. Анна Петровна приходилась Обнинскому родной сестрой.
Из Белкино художник переехал в Турлики к Обнинским писать портрет хозяйки дома. Здесь все способствовало созданию хорошего настроения и располагало к отдыху и работе: и белокаменный особняк с балконами, верандами и башенками, крытый красно-коричневой марсельской черепицей, напоминающий замок, и. чудесный парк с включением соснового бора, с цветниками и зонами отдыха, и близость реки Протвы с превосходными купальнями и лодками. Да и семья была ему симпатична. Серов долго с любовью наблюдает за гостеприимной, милой, двадцатичетырехлетней хозяйкой. Изучает «модель» в различных условиях – дома, на улице делает зарисовки и только потом создает изумительный по своему обаянию нежный, лиричный графический портрет женщины пленительной красоты с чуть печальными глазами, Клеопатры Александровны Обнинской с ручным зайчиком на руках. Этот портрет справедливо считается одним из серовских шедевров.
С такой же любовью в 1905 году пишет Серов портреты Анны Петровны Трояновской, «с которой он дружил и которую высоко ценил». Это портреты погрудный и в рост. В «погрудном рисунке», с которым Серов долго работал, делая многочисленные зарисовки, передано все ее обаяние. Но особенно удачным был портрет Анны Петровны в рост. «На небольшом листе бумаги рисунок почти в одном контуре, но контуре безошибочном и много говорящем. Фигура не стоит на месте, а как бы движется, идя в профиль влево, слегка наклонившись в левую сторону и повернув голову на зрителя. Рисунок этот — верх совершенства даже в серовском масштабе и показывает, что уже в 1905 году Серов искал упрощенности выражения и певучести линий, к которым окончательно подошел только под конец жизни».
В 1906 году Серов решил написать портрет Виктора Петровича Обнинского — депутата Первой Государственной Думы. Обнинский полон решимости с трибуны отстаивать свои идеи. Его выступления в аграрной комиссии крайне резки, эмоциональны, проникнуты сознанием неизбежности осуществления крупнейшей земельной реформы, и Серов пишет портрет, создает образ лидера, человека-трибуна. На одном из последних заседаний Думы присутствующий в зале Валентин Александрович на небольшом листке бумаги карандашом запечатлел это историческое событие. На обороте написал: «Дума. Июнь 1906 г.» и подарил этот рисунок Обнинскому.
Аграрный вопрос, именно он вызвал кризис в работе Думы, и она была распущена. За подписание Выборгского воззвания В.П.Обнинский приговорён к 3 месяцам тюремного одиночного заключения. Летом 1908 года наказание он отбывал в одиночной камере московской тюрьмы, известной под названием «Каменщики». За судьбой заключенных следила вся страна, все передовые люди России. В.А.Серов, всегда резко и открыто выражающий свои политические взгляды, как это было в 1905 году, когда они вместе с В.Д.Поленовым в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января вышли из состава действительных членов Императорской Академии художеств. Так и теперь в письме Трояновскому от 15 августа 1908 года он сочувствует и поддерживает Обнинского и просит передать: «…Кланяюсь очень В.П. (Обнинскому). Думаю, ему теперь легко – вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее – совестно».
Выйдя из тюрьмы, Обнинский, лишенный работы, занимается общественной и публицистической деятельностью, посещает вечера и выставки общества «Свободная эстетика». Это общество, созданное в 1907 году, объединяло более ста поклонников искусства. Среди них близкие Серову люди — учредители этого общества: И.И.Трояновский, В.П.Обнинский, В.Д.Поленов, композитор Н.Р. Кочетов, В.О.Гиршман, И.Э.Грабарь, поэт В.Я.Брюсов, И.С.Остроухов и др.
В.П.Обнинский, не имея работы и испытывая материальные трудности, в 1909 году продает свое имение Турлики Маргарите Кирилловне Морозовой, одной из очаровательнейших женщин Москвы, поклоннице композитора А.Н.Скрябина, Н.К.Метнера, щедрой меценатке многих поэтов и художников: Врубеля, К.А.Коровина, В.А.Серова. Новая владелица, приобретя усадьбу, занялась ее обустройством. В дань памяти своего покойного мужа Михаила Абрамовича переименовала имение в Михайловское. В.А. Серов в Михайловское никогда не приезжал, но на протяжении почти всей своей творческой жизни был знаком с М.К. Морозовой и пользовался ее поддержкой.
В начале XX века Серов писал портреты детей Морозовых — Михаила («Мику»), Юрия, Марусю и главу семейства Михаила Абрамовича. Особенно удачным был живописный портрет сына Морозовых – Мики (так звали его дома). Только такой талантливый художник-психолог, как В.А.Серов, мог запечатлеть в четырехлетнем мальчике непоседливость, неуемное любопытство и детскую непосредственность, светящийся взгляд ярких карих глаз, чуть приоткрытые губы, своеобразное движение рук. Художник сумел проникнуть в мир детства и увековечить на полотне это прекрасное мгновение.
В 1902 году пишет художник большой парадный портрет Михаила Абрамовича Морозова, одного из крупнейших просвещенных предпринимателей, принадлежащего к числу ярких, оригинальных фигур в московском обществе. Мастерски передает Серов «на вертикальном по формату холсте крупную мощную темную массу фигуры М.А. Морозова, полного энергии, словно стремительно явившегося откуда-то и резко остановившегося, крепко, упористо расставившего ноги». Современники портрет рассматривали как карикатуру. По воспоминаниям самого художника, Михаил Абрамович был единственным человеком, кто остался доволен портретом.
К поразительным удачам Серова принадлежит портрет Юры Морозова, сделанный в 1905 г. углем и сангиной. Это почти идеальный образ подростка, душевно тонкого, артистичного, обаяние которого гармонирует с его внешностью.
Несмотря на хорошие отношения с художником, Маргарита Кирилловна не хотела, чтобы ее портрет был написан. Серова она немного смущалась и даже побаивалась его. По ее мнению, «тяжелой его чертой был какой-то юмористический пессимизм по отношению к людям. Он своим наблюдательным трезвым взглядом видел в каждом человеке карикатуру». В 1910 году Серов все- таки напишет ее портрет. Этот портрет тонко передает женскую красоту модели с ее типично «мамонтовскими родовыми чертами в облике». Хотя и остался портрет незавершенным, но от этого он не стал менее значимым.
Семейный врач и близкий друг четы Серовых, Трояновский жил теперь в Скатерном переулке. Накануне смерти, 21 ноября 1911 года, Валентин Александрович два вечерних часа провел у доктора. «…. Играли в карты, – вспоминал Н.Р. Кочетов. Валентин Александрович за игрой жаловался на сердце. Ничего, – успокоил его Иван Иванович, мы Вас на лето в Баден-Баден отправим, и как рукой снимет Вашу хворь. Богатырем вернетесь». От Трояновского Серов поехал к Илье Семеновичу Остроухову, и это был самый последний визит. Говорили об искусстве, о делах Третьяковской галереи. Засиделись до полуночи. Серов в этот вечер был очень весел, много острил. Тогда еще никто не знал, что видят его в последний раз.
О последних минутах художника рассказывала дочь Серова. «На следующий день, утром, ему надо было ехать писать портрет кн. Щербатовой…. Папа нагнулся, чтобы взять туфлю, вскрикнул и откинулся на кровать… Брат был послан за доктором Иваном Ивановичем Трояновским, другом нашей семьи. Иван Иванович, сел на кровать и приставил трубку к сердцу. «Все кончено», — сказал он».
Вся Москва переживала невосполнимую утрату. Тяжело переживали его уход из жизни друзья Трояновские, Обнинские, Кочетовы, Ф.И. Шаляпин, В.Д. Поленов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Васнецов, М.К.Морозова и др. Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В.Я.Брюсов писал: « Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».
Зинаида Васильева, зав. отделом истории Музея истории
г. Обнинска, Заслуженный работник культуры