150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.А.СЕРОВА

УСАДЬБЫ БЕЛКИНО, БУГРЫ, ТУРЛИКИ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.А. СЕРОВА
На территории города Обнинска приютились три усадьбы, расположенные приблизительно в двух километрах друг от друга – это Белкино, Бугры (ныне дача Кончаловского) и Турлики-Михайловское (ныне Морозовская дача). В конце XIX – начале XX века их владельцы Обнинские-Трояновские были связаны тесными родственными узами и воспринимались как единое целое, а усадьбы — как своеобразный культурный центр, обладавший особой притягательностью для известных музыкантов, поэтов, художников. В 1904 году по приглашению И.И.Трояновского здесь почти два месяца гостил и работал художник-портретист Валентин Александрович Серов.
С доктором Иваном Ивановичем Трояновским, начинающим тогда коллекционером, но уже популярным в среде московской творческой интеллигенции, Серов и его друг Левитан познакомились, посещая рисовальные вечера у В.Д. Поленова, субботние вечера в Московском объединении любителей художеств и вскоре доктор стал не только их другом, но и лечащим врачом. Они оба страдали серьезным заболеванием сердца.
Талантливый врач-терапевт, хирург И.И.Трояновский (1855-1928) по окончании медицинского факультета Московского университета работал в городских больницах Москвы, одновременно занимался обширной частной практикой. Учился у русского живописца Сергея Арсеньевича Виноградова, достиг значительных успехов, но художником не стал. В 1884 году женился на дочери калужского дворянина, действительного статского советника, судебного деятеля и публициста, П.Н.Обнинского — Анне Петровне (1862-1920). В приданое ей было отдано имение Бугры в Малоярославецком уезде Калужской губернии, где Трояновские жили в летнее время.
В 1900 году, когда Левитан серьезно заболел, к его лечению подключился доктор Трояновский, но все попытки спасти художника оказались напрасными. В это время Серов, уже добившийся Международного признания, как участник от России находился на Всемирной выставке в Париже. Узнав о смерти своего друга, он был потрясен и тут же вернулся в Москву.
Это трагическое событие сблизило Серова с семьей Трояновских. Жена доктора, Анна Петровна — прекрасная пианистка, умная, образованная, общительная хозяйка была душой собиравшегося общества. Ее душевные качества, обаяние никого не оставляли равнодушным. В уютную квартиру в Филипповском переулке на «огонек» заходили талантливые люди искусства: В.Д.Поленов, Н.Р.Кочетов, Ф.И.Шаляпин, И.Э.Грабарь, В.Я.Брюсов, И.С. Остроухов и др. Серов стал часто навещать Трояновских, ему здесь было уютно.
Где бы В.А. Серов ни находился, доктор Иван Иванович постоянно следил не только за его творческими успехами, но и за здоровьем. 22 августа 1903 года Серов пишет жене Ольге Федоровне Серовой: «Был у Трояновских, последние остатки от воспаления легкого прошли, исчезли». Или «…чувствую себя хорошо, Трояновского не застал».
Осенью, в ноябре 1903 года, Валентин Александрович опять тяжело заболевает. Консилиум врачей установил наличие опасной язвы в желудке. Операцию делал хирург Березкин. Серов пожелал, чтобы на операции присутствовали его друзья-врачи — профессор С.С.Боткин и И.И.Трояновский.
Только в конце января 1904 года Серов оставил больницу и переехал на свою квартиру. Выхаживал его И.И.Трояновский. « В течение двух месяцев ежедневно навещал он художника на дому, делая перевязки. Всегда веселый и жизнерадостный, он много шутил, старался развлечь больного. Серов, лежа в постели, наблюдал за доктором, ничем не выдавая своего внимания. Не меняя мрачноватого выражения лица, разговаривал и что-то зарисовывал украдкой. Обладая тонким чувством юмора и чутьем художника, Серов сумел уловить характерные черты доктора и изобразил его в виде фанфаронистого петуха, и тут же в углу листа с характерным для него юмором написал: «От неблагодарного пациента. Серов». Трояновский, увидев шарж, был сражен.
Здоровье Серова медленно восстанавливалось, и врачи советуют ему ехать отдохнуть в Италию. По возвращении в Москву 21 мая сообщает А.М.Васнецову: «Съездил в Италию превосходным образом и очень доволен». Он полон сил и желания писать. Лето 1904 года Серовы всей семьей живут на даче в Ино, в Финляндии, а во второй половине июня по приглашению доктора И.И.Трояновского художник надолго, почти на два месяца, едет в имение Бугры.
Дом в Буграх с террасой и мезонином стоял на склоне холма, гармонично вписываясь в окружающий пейзаж. От южного фасада дома по косогору раскинулся живописный сосновый парк. Красивая аллея приводила к белой изящной беседке-ротонде. Отсюда открывался живописный вид на заливные луга, железную дорогу и березовый лесок, видневшийся вдали.
Красота природы, хлебосольные, гостеприимные хозяева — все нравилось Серову. Небольшого роста, мешковатый, неповоротливый и угрюмый, на самом деле он был веселым милейшим человеком. Много радостных минут приносили встречи с ним. А как азартно, ловко играл он в городки и крокет. Анна Ивановна, девятнадцатилетняя дочь И.И. Трояновского, часто составляла ему партию. Вечерами, собравшись в большой комнате, где деревянные, неокрашенные стены дышали теплом и деревенским уютом, удобно рассевшись в плетеных креслах, читали вслух Диккенса или Успенского, которых Серов очень любил. Художник здесь отдыхал, целыми днями бродя по окрестным местам с альбомом в руках, делая зарисовки животных и птиц. «Природа Малоярославецкого уезда располагала к этому занятию». Много набросков, рисунков и иллюстраций сделал он к басням Крылова. В баснях его привлекал острый юмор, а кроме всего в поведении животных и людей он находил много сходства. Одну из иллюстраций к басне «Волк и журавль» Серов тогда же подарил Трояновскому.
В этот свой приезд, в июльские теплые дни 1904 года, побывал Серов и в Белкино. Усадьба утратила свой прежний блеск. Дом ветшал, зарастал парк. Парадный двор превратился в интимный внутренний дворик. Вид старого усадебного дома поразил воображение художника. «…Из нескольких написанных им в Белкине этюдов удался только один зал старого дома…». Этот этюд лег в основу написания грустной, лирической картины все еще прекрасного, но уже давно запустевшего двусветного зала с бегущей трещиной по стене, со старой мебелью, уже давно не обновлявшейся.
В двух верстах от Белкина находилось небольшое имение В.П.Обнинского – Турлики. Бывший офицер лейб-гвардии Виктор Петрович Обнинский (1867-1916) после выхода в отставку служил в различных организациях в Петербурге. В 1901 году с женой и маленьким сыном вернулся сначала к родителям в Белкино, а затем переселился в только что отстроенное имение Турлики. Он был видным земским деятелем, предводителем малоярославецкого дворянства, председателем Калужской Губернской Земской Управы. С Обнинским и его женой Клеопатрой Александровной (1880-1927) Серов познакомился в начале 1902 года у Трояновских. Анна Петровна приходилась Обнинскому родной сестрой.
Из Белкино художник переехал в Турлики к Обнинским писать портрет хозяйки дома. Здесь все способствовало созданию хорошего настроения и располагало к отдыху и работе: и белокаменный особняк с балконами, верандами и башенками, крытый красно-коричневой марсельской черепицей, напоминающий замок, и. чудесный парк с включением соснового бора, с цветниками и зонами отдыха, и близость реки Протвы с превосходными купальнями и лодками. Да и семья была ему симпатична. Серов долго с любовью наблюдает за гостеприимной, милой, двадцатичетырехлетней хозяйкой. Изучает «модель» в различных условиях – дома, на улице делает зарисовки и только потом создает изумительный по своему обаянию нежный, лиричный графический портрет женщины пленительной красоты с чуть печальными глазами, Клеопатры Александровны Обнинской с ручным зайчиком на руках. Этот портрет справедливо считается одним из серовских шедевров.
С такой же любовью в 1905 году пишет Серов портреты Анны Петровны Трояновской, «с которой он дружил и которую высоко ценил». Это портреты погрудный и в рост. В «погрудном рисунке», с которым Серов долго работал, делая многочисленные зарисовки, передано все ее обаяние. Но особенно удачным был портрет Анны Петровны в рост. «На небольшом листе бумаги рисунок почти в одном контуре, но контуре безошибочном и много говорящем. Фигура не стоит на месте, а как бы движется, идя в профиль влево, слегка наклонившись в левую сторону и повернув голову на зрителя. Рисунок этот — верх совершенства даже в серовском масштабе и показывает, что уже в 1905 году Серов искал упрощенности выражения и певучести линий, к которым окончательно подошел только под конец жизни».
В 1906 году Серов решил написать портрет Виктора Петровича Обнинского — депутата Первой Государственной Думы. Обнинский полон решимости с трибуны отстаивать свои идеи. Его выступления в аграрной комиссии крайне резки, эмоциональны, проникнуты сознанием неизбежности осуществления крупнейшей земельной реформы, и Серов пишет портрет, создает образ лидера, человека-трибуна. На одном из последних заседаний Думы присутствующий в зале Валентин Александрович на небольшом листке бумаги карандашом запечатлел это историческое событие. На обороте написал: «Дума. Июнь 1906 г.» и подарил этот рисунок Обнинскому.
Аграрный вопрос, именно он вызвал кризис в работе Думы, и она была распущена. За подписание Выборгского воззвания В.П.Обнинский приговорён к 3 месяцам тюремного одиночного заключения. Летом 1908 года наказание он отбывал в одиночной камере московской тюрьмы, известной под названием «Каменщики». За судьбой заключенных следила вся страна, все передовые люди России. В.А.Серов, всегда резко и открыто выражающий свои политические взгляды, как это было в 1905 году, когда они вместе с В.Д.Поленовым в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января вышли из состава действительных членов Императорской Академии художеств. Так и теперь в письме Трояновскому от 15 августа 1908 года он сочувствует и поддерживает Обнинского и просит передать: «…Кланяюсь очень В.П. (Обнинскому). Думаю, ему теперь легко – вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее – совестно».
Выйдя из тюрьмы, Обнинский, лишенный работы, занимается общественной и публицистической деятельностью, посещает вечера и выставки общества «Свободная эстетика». Это общество, созданное в 1907 году, объединяло более ста поклонников искусства. Среди них близкие Серову люди — учредители этого общества: И.И.Трояновский, В.П.Обнинский, В.Д.Поленов, композитор Н.Р. Кочетов, В.О.Гиршман, И.Э.Грабарь, поэт В.Я.Брюсов, И.С.Остроухов и др.
В.П.Обнинский, не имея работы и испытывая материальные трудности, в 1909 году продает свое имение Турлики Маргарите Кирилловне Морозовой, одной из очаровательнейших женщин Москвы, поклоннице композитора А.Н.Скрябина, Н.К.Метнера, щедрой меценатке многих поэтов и художников: Врубеля, К.А.Коровина, В.А.Серова. Новая владелица, приобретя усадьбу, занялась ее обустройством. В дань памяти своего покойного мужа Михаила Абрамовича переименовала имение в Михайловское. В.А. Серов в Михайловское никогда не приезжал, но на протяжении почти всей своей творческой жизни был знаком с М.К. Морозовой и пользовался ее поддержкой.
В начале XX века Серов писал портреты детей Морозовых — Михаила («Мику»), Юрия, Марусю и главу семейства Михаила Абрамовича. Особенно удачным был живописный портрет сына Морозовых – Мики (так звали его дома). Только такой талантливый художник-психолог, как В.А.Серов, мог запечатлеть в четырехлетнем мальчике непоседливость, неуемное любопытство и детскую непосредственность, светящийся взгляд ярких карих глаз, чуть приоткрытые губы, своеобразное движение рук. Художник сумел проникнуть в мир детства и увековечить на полотне это прекрасное мгновение.
В 1902 году пишет художник большой парадный портрет Михаила Абрамовича Морозова, одного из крупнейших просвещенных предпринимателей, принадлежащего к числу ярких, оригинальных фигур в московском обществе. Мастерски передает Серов «на вертикальном по формату холсте крупную мощную темную массу фигуры М.А. Морозова, полного энергии, словно стремительно явившегося откуда-то и резко остановившегося, крепко, упористо расставившего ноги». Современники портрет рассматривали как карикатуру. По воспоминаниям самого художника, Михаил Абрамович был единственным человеком, кто остался доволен портретом.
К поразительным удачам Серова принадлежит портрет Юры Морозова, сделанный в 1905 г. углем и сангиной. Это почти идеальный образ подростка, душевно тонкого, артистичного, обаяние которого гармонирует с его внешностью.
Несмотря на хорошие отношения с художником, Маргарита Кирилловна не хотела, чтобы ее портрет был написан. Серова она немного смущалась и даже побаивалась его. По ее мнению, «тяжелой его чертой был какой-то юмористический пессимизм по отношению к людям. Он своим наблюдательным трезвым взглядом видел в каждом человеке карикатуру». В 1910 году Серов все- таки напишет ее портрет. Этот портрет тонко передает женскую красоту модели с ее типично «мамонтовскими родовыми чертами в облике». Хотя и остался портрет незавершенным, но от этого он не стал менее значимым.
Семейный врач и близкий друг четы Серовых, Трояновский жил теперь в Скатерном переулке. Накануне смерти, 21 ноября 1911 года, Валентин Александрович два вечерних часа провел у доктора. «…. Играли в карты, – вспоминал Н.Р. Кочетов. Валентин Александрович за игрой жаловался на сердце. Ничего, – успокоил его Иван Иванович, мы Вас на лето в Баден-Баден отправим, и как рукой снимет Вашу хворь. Богатырем вернетесь». От Трояновского Серов поехал к Илье Семеновичу Остроухову, и это был самый последний визит. Говорили об искусстве, о делах Третьяковской галереи. Засиделись до полуночи. Серов в этот вечер был очень весел, много острил. Тогда еще никто не знал, что видят его в последний раз.
О последних минутах художника рассказывала дочь Серова. «На следующий день, утром, ему надо было ехать писать портрет кн. Щербатовой…. Папа нагнулся, чтобы взять туфлю, вскрикнул и откинулся на кровать… Брат был послан за доктором Иваном Ивановичем Трояновским, другом нашей семьи. Иван Иванович, сел на кровать и приставил трубку к сердцу. «Все кончено», — сказал он».
Вся Москва переживала невосполнимую утрату. Тяжело переживали его уход из жизни друзья Трояновские, Обнинские, Кочетовы, Ф.И. Шаляпин, В.Д. Поленов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Васнецов, М.К.Морозова и др. Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В.Я.Брюсов писал: « Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

Зинаида Васильева, зав. отделом истории Музея истории
г. Обнинска, Заслуженный работник культуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *