Размышление у парадного подъезда, или как измерить КПД библиотек.

Понедельник. Я иду на работу. Случайно всплывают строчки нашей поэтессы Эльвиры Частиковой «Я буду прелестницей в семьдесят лет, занятной и тонкой в беседе…» Внутренний голос саркастически обрывает — «Будешь-будешь, если не оптимизируют с почетом».
Грядущие перемены словно витают в воздухе, все обсуждают, что будет с библиотеками, читателями…Мы с коллегами не так давно вспомнили забавный и, не дай Бог, провидческий сюжет «Эволюции русской книги» из сборника «Дюжина ножей в спину революции» известного сатирика серебряного века Аркадия Аверченко. Позволю себе кратко передать содержание:

Книжная лавка. (1916 год)
— Нет ли у вас «Дети греха» Катюль Мендеса? Только, ради Бога, не «Сфинкса» — у них перевод довольно неряшлив. А чье издание «Любовь в природе» Белыне? Сытина? Нет, я бы хотел саблинское . А это что? Недурное издание. Ну, нашли тоже, что издавать: «Евгений Онегин» — его всякий все равно наизусть знает.

— Слышали новость?!!
— Ну, ну?
— Ивиковы у себя под комодом старую книгу нашли! У них по этому поводу вечеринка.
— А как называется книга?
— Что значит как? Просто книга! 480 страниц!
— Побегу и я.
— Не опоздайте. Ивиковы собираются разорвать книгу на 10 тоненьких книжечек и продать.
— Как же это так: без начала, без конца?
— Подумаешь — китайские церемонии.


— Послушайте! Не могли бы вы мне дать вывеску вашей мелочной лавочки – на ночь почитать, не могу заснуть без чтения. А текст там очень любопытный — про мыло, и свечи, и сметану…


— Откуда бредете, Иван Николаевич?
— А за городом был, прогуливался. На виселицы любовался, поставлены у заставы.
— Тоже нашли удовольствие: на виселицы смотреть!
— Нет, не скажите. Я, собственно, больше для чтения: одна виселица на букву «Г» похожа, другая — на «И» — почитал и пошел. Все-таки чтение — пища для ума.

Память избирательна. Почему всплывает именно это? Память как предчувствие..? Первое правило библиотекаря – не бояться заранее, а «работу работать». Поэтому в Год Литературы я не буду думать о плохом – и с этой установкой открываю дверь в библиотеку. Вот библиотекарь младшего абонемента Нина Ервандовна с ноутбуком в руках поспешает в зал устанавливать проектор. Значит, сегодня опять придут начальные классы. Меня всегда удивляло и восхищало её умение за пять минут не только успокоить этот галдящий веселый народ, но и как бы повязать их темой и увести в другую эпоху, в историю, раскрыть и глаза, и уши, и души. Завораживающий голос, музыка, видеоряд (презентации делает блестяще!) — в сочетании получается маленький спектакль! После темы об Отечественной войне 1812 года родители приходили на младший абонемент – дайте почитать то, про что Вы детям рассказывали. Или, к примеру, Первая мировая война,100-летний юбилей которой вспоминал весь мир. На удивление очень мало материала, в учебниках всё скупо и сухо. Нина сделала, кажется, невозможное — по крупицам собирала эту тему, перешерстила и книги, и интернет. А потом всё это ещё и адаптировала для младших школьников. К слову, это же делали все детские библиотекари. А еще они провели опрос и выявили – дети об этой драматической и героической странице истории своей Родины не знают ни-че-го. Так родилась тема » Россия на пороге великих потрясений «, которая пользовалась повышенным спросом у школ. А как же все радовались, когда спустя месяцы, уже на других мероприятиях, дети активно и увлеченно вспоминали все, что запомнили. Как бы между прочим хочется сказать, что для 300 детей – это, если хотите, дополнительное образование, которое они нигде не получат бесплатно, кроме как в библиотеке.
Чтение художественной литературы перестает быть массовой культурой – это результат «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Нынешним, наверное, невозможно поверить, что в 70-е к приезду поэта Андрея Вознесенского в нашу библиотеку-«стекляшку» у дверей поставили наряд милиции – огромная толпа могла запросто разнести стеклянные входные двери, а московские студенты (такие хитрованы!) приехали заранее и прятались в туалете. А на встрече с Булатом Окуджавой люди сидели на полу, на подоконниках, в фойе, на лестнице… Не хватало мест! Он был восхищен нашей аудиторией – умной, начитанной собеседницей. Был интересный момент в этой истории: горком партии предложил Окуджаве выступить не в библиотеке, а в Доме политпросвещения. Окуджава поставил смелое по тем временам условие: я приеду к читателям в библиотеку или не приеду совсем.
А еще: вы можете сегодня представить, чтобы на телевидении шла двухчасовая читательская конференция, и вся страна у экранов ее смотрела? А это было — после выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха»! Кстати, 23 марта у нас была возможность «посмотреть, да посравнить век нынешний и век минувший»: в Обнинск по приглашению библиотеки приезжал Захар Прилепин – можно считать, классик 21 века.
Сегодня дети переходного возраста гаджеты знают хорошо, а читают плохо. Во время акции «Время читать» мы с удивлением обнаружили, что слово, состоящее из пяти-шести слогов, учащиеся сразу прочесть не могут. Запинаются! А вот старшее поколение – на высоте: и читают легко, и стихов наизусть знают много. А еще вспоминаем, как во время игр КВН, которые регулярно проводились в библиотеке, ребята могли легко экспромтом выполнить, например, задание — сочинить рассказ, используя только названия книг. Попробуйте на досуге – всей семьей.
К слову сказать, библиотекари приходят к выводу, что с детьми и молодежью дома общаются мало, разве что по бытовым темам. Мне с Ольгой, нашим методистом, довелось в рамках проекта «Нескучная классика» проводить диспуты «Нужна ли нам сегодня классическая литература». Классы были сильные – из Гимназии и школы №4. Мы готовились по принципу: провокация – как мотивация дискуссии. И угадали. Чуть-чуть постеснявшись, они заговорили — легко и непринужденно, не оглядываясь на наши ожидания. Были и веселые моменты: когда речь зашла о Чацком, Молчалине и Ольге, одна из девушек сказала, что вышла бы замуж за Чацкого. Мы ей – зачем тебе, он неуживчив, обидчив, вряд ли чего-то добьется. Она в ответ: — «Ничего, я его построю!». Времени на диспут явно не хватило, потому как на следующем уроке ребята предложили педагогу – давайте договорим про классику. А недавно спросили: «А когда еще придут эти веселые тетки из библиотеки». Так вот, кстати, на наш вопрос к учащимся, с кем родители что-то обсуждают – поднялась всего пара рук. Печально.
Мы привыкли к тому стереотипу, который приклеен намертво: «библиотекарша» — нудная, заумная, любит поучать, сидит в библиотеке, куда никто не ходит, вяжет носок – на каждом метре пятка. Смешно.
А «библиотекарши» библиотеки №2 Лидия и Татьяна придумали интеллектуальный мастер-класс «Что написано пером…». Вы бы только видели, с каким удовольствием старшеклассники, высунув язык, пишут настоящими гусиными перьями (которые, кстати, Лидия сама доставала у старушек и выпаривала эти перья), погружаясь через предметы – деревянные ручки с перышком, перочистки, чернильницы-непроливайки — в другую эпоху. Оказалось, это не так просто изложить свои мысли в письме. Они увидели огромную разницу между письмом 19 века и нащелканных равнодушным пальцем эсэмэсок. А библиотекари таким затейливым образом ненавязчиво знакомят ребят с культурой русского языка, которая во многом определяет культуру общения, отношений, образа жизни, наконец!
Говоря современным сленгом, интерфейс Гуманитарной библиотеки соответствует современным требованиям: стеллажи, книги, картины, компьютеры, наушники, проектор. И обслуживание под стать: идет обучение горожан основам компьютерной грамотности по программе «Электронный гражданин»; по электронке от читателей поступают запросы, к примеру, «Роль мотивации труда в эффективной деятельности медицинских работников с различными типологическими особенностями», или «Социальные регуляторы делового поведения». И подбор материалов будет сделан и по бумажным книгам, и по электронным базам. И заметьте, все это опять же бесплатно и с удовольствием. А еще Елена и Лариса Сергеевна ведут задушевный блог «Старинная закладка».
Но изюминка «Гуманитарки» — работа с детьми Школы дизайна Центра развития творчества детей и юношества (руководитель школы Романов А.Г.). Четыре года назад Лариса по собственной инициативе создала факультатив «Библиография литературы по искусству», название которого со стороны, соглашусь, может показаться скучным. Но я, как профессионал, уверяю — это обманчивое впечатление. Я назвала бы это штучной работой. Дети – переходный возраст, у Ларисы Сергеевны к этому возрасту правильный подход: во-первых, она называет каждого на «Вы». И детям это нравится, безусловно. Второе, она умеет показать им значимость того, что они делают. Например, объявляет, что каждый из них начинает свою исследовательскую работу. Спинки гордо выпрямляются, личики серьезнеют… Каждому ведь захочется соответствовать! Лариса ставит задачу: проанализировать картины выбранных ими русских художников по книгам «Шедевры русского искусства» (которые, кстати, библиотекари купили на свои деньги), или подобрать книжные издания, аннотации, рецензии, используя справочный аппарат, электронный каталог и составить список. Она ориентирует их на общение с альбомами, а затем, как дополнение, поиск интернет-ресурсов. Она на практике видит подтверждение физиологов о том, что быстрее и глубже запоминается информация на бумажных носителях: работают одновременно зрительное и тактильное восприятия.
Юные дизайнеры, напитавшись информацией, выбирают темы рефератов, старшие – дипломных работ. И если в первый год описание натюрморта состояло из пересчета, сколько яблок, апельсинов и бананов в корзинке, то позднее это будут темы по истории шляпы или бального платья в картинах художников 19 века, золотое сечение в искусстве и т.д. Почти каждое занятие заканчивается маленьким персональным отчетом перед всеми и вслух – что я узнал и сделал нового. Но есть еще одна фишка у Ларисы: она, как прирожденный библиограф, умеет пристегнуть к искусству художественную литературу. Вот на занятии идет обсуждение картины В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», а Лариса в продолжение темы читает им любопытный чеховский рассказ «Размазня». И стоит ли говорить, что мифологические сюжеты позволяют поговорить о картинах, скульптурах и мифах. Или вот, обсуждалась тема «Женские аксессуары в живописи», Лариса вскользь упомянула «Гранатовый браслет», выяснилось, что Куприна никто не читал. И с каким же интересом они слушали эту историю в исполнении Ларисы!
Обо всем этом можно говорить долго и много. Но я вновь и вновь задаю себе вопрос — как можно измерить эту работу в коэффициентах, долях, процентах, чтобы подтвердить экономическую целесообразность библиотек?
Пусть Год литературы длится дольше века! Как писала одна наша коллега, «книги ждут: Кафка хочет быть понятым, волчица в «Плахе» ждет милости, мушкетеры являют благородство, а не бои без правил…». Успокаивает одно: читателя оптимизировать невозможно.

Тамара Дубова, зав. библиотечно-информационным центром

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *