Растим детей любовью

В России, как и во многих других странах, пока нет единого, официально установленного государством Дня Психолога. Однако, по инициативе ВУЗов МГУ и СпбГУ, неофициальным днем отмечания праздника назначена дата 22 ноября. Именно в этот день в вышеназванных университетах открылись кафедры психологии. В преддверии праздника мы побеседовали с детским психологом Александрой Михайловной Заикиной о возможностях арт-терапии, творческом потенциале, воспитании и, конечно, любви к детям.

— Александра Михайловна, знаю, что помимо работы в качестве детского психолога, Вы также являетесь руководителем арт-терапевтической студии. Расскажите об этом поподробнее.
А.М.: Наша студия работает только первый год. Решение открыть ее имело свои предпосылки. Дело в том, что я уже не первый год работаю в детском саду с дошкольниками, мне хотелось сопровождать ребят и дальше. Поэтому я решила открыть студию, в том числе, чтобы поддержать своих выпускников и помочь современным детям адаптироваться к жизни. Ведь ни для кого не секрет, что современная жизнь ставит перед человеком особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, коммуникабельным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Студия работает на базе центра «Эврика», что делает ее посещение бесплатным; это немаловажно, ведь не каждый родитель в состоянии оплатить работу квалифицированного специалиста. Кстати, на этой неделе планируется открытие филиала нашей арт-терапевтической студии при «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних во имя Преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в городе Белоусово.

— Термин «арт-терапия» у многих на слуху, однако, не все в полной мере понимают его значение…
А.М.: Арт-терапия – это очень мягкий, корректный метод. В любом человеке заложен творческий потенциал, который необходимо раскрыть, для того, чтобы человек был психологически здоров и гармонично развивался. И наша студия как раз позволяет каждому ребенку творчески себя выразить, рассказать о себе через рисунок, коллаж, поделку. Важным моментом является то, что арт-терапия не требует от человека каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор. Цель нашей студии – создание условий для гармоничного развития каждого ребенка. Также на наших занятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом, устанавливать взаимоотношения, для этого подобран целый комплекс упражнений. Еще один важный момент: выступление перед коллективом, что даётся непросто не только детям, но и некоторым взрослым. В нашей студии в конце занятия дети по очереди выходят и представляют остальным свои работы. Каждому ребенку аплодируют и стараются отметить плюсы его работы. Так дети получают признание и преодолевают барьер перед публичным выступлением, становятся увереннее, что помогает становлению личности в дальнейшем.

— На какой возраст рассчитаны занятия?
А.М.: В студии на данный момент два потока: 1-2 класс и 3-4 класс, у них немного разные программы, в чем-то совпадают, в чем-то нет. В группе 3-4 класса особенно заметно, насколько для детей важно мнение сверстников. И, если ребенок по каким-то причинам не принят в классе, в студии он может получить искомое признание и учиться строить гармоничные отношения со сверстниками.

— Существует расхожее мнение, что общение с детским психологом показано только детям с особенностями развития или с ограниченными возможностями. Как же на самом деле?
А.М.: На самом деле в современных условиях жизни, в городских условиях, корректное психологическое сопровождение необходимо фактически каждому. Арт-терапия в этом случае хороша тем, что не имеет противопоказаний. Главное, чтобы вел ее сертифицированный специалист. Для этого я прошла обучение в Санкт-Петербурге в институте практической психологии «Иматон» и имею соответствующий сертификат. Хочу отметить, что наша студия не занимается коррекцией, а имеет профилактическую направленность. Другими словами, мы не излечиваем специфические психологические отклонения, а делаем так, чтобы ребенок гармонично развивался, самоутверждался, адекватно оценивал себя и свои возможности. Поэтому детских психологов не надо бояться, нужно всячески сотрудничать.

— На что, по Вашему мнению, нужно делать упор родителям при воспитании детей?
А.М.: Основой воспитания, на мой взгляд, является любовь к ребенку. Никакие рекомендации психолога не действуют, если в отношениях нет любви. Любящий родитель тонко чувствует, где ребенка похвалить, а где нужно быть построже. Надо любить ребенка не эгоистической любовью, а стараться любить человека в своём ребенке. Помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, а не пытаться с его помощью реализовать свои несбывшиеся детские мечты. Нужно также понимать, что ребенок – это не ты, не твоё продолжение, а отдельная личность, которой ты можешь помочь стать настоящим человеком.

— Вернемся к арт-терапии. Что самое приятное в Вашей работе?
А.М.: Самое приятное – это дети. Мне так повезло с группами детей, с которыми я занимаюсь! В любой психологической работе очень важно, чтобы атмосфера в коллективе была гармоничной. И такую атмосферу создать удалось, в том числе, благодаря тем деткам, которые приходят на занятия. Наша группа – это целостная система, где каждый друг другу помогает.

— А что самое сложное? А.М.: Слава Богу, с особыми сложностями пока не сталкивались. Только материально-техническую базу хотелось бы иметь более совершенную, модернизированное оснащение для студии: это открыло бы еще больше возможностей для творчества и развития.

— Есть ли в Вашей работе то, чему приходится удивляться?
А.М.: Я удивляюсь каждое занятие. Удивляюсь тому, насколько талантливы дети. Каждый раз я получаю огромное удовольствие от общения с ними. Удивляюсь, насколько много возможностей в работе с красками, природными материалами. Так что, открытия у меня происходят фактически на каждом занятии, и это здорово!

Беседовала Марина Юрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *