Новый институт — хождение по мукам вместе со всей страной

ОФ МИФИ – ИАТЭ НИЯУ МИФИ: ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ СТУДЕНЧЕСТВА

И снова начинать с нуля…

Осенью 1985 года был сдан в эксплуатацию первый учебно-лабораторный корпус и Министр образования подписал приказ о преобразовании ОФ МИФИ в ИАТЭ. Первым ректором назначили Юрия Алексеевича Казанского.

Ректор пришёл в институт, сел в кресло в своём новом кабинете, и понял — в планах развития первой очереди института не предусмотрена перспектива. Судите сами.

ИАТЭ в то время имел два дневных факультета, на которых обучалось 1500 студентов, и вечерний факультет на 300 студентов. В институте было 15 кафедр, которые объединяли 148 преподавателей, среди которых было 15 профессоров и/или докторов наук и 53 кандидатов наук, доцентов. Институт в основном размещался в своем здании – здании ОФ МИФИ, который в полном смысле слова построил первый директор филиала Владимир Николаевич Глазанов.

Что было еще? Хорошее общежитие и клуб ИАТЭ на Ленина, 69, а также общежитие на Курчатова 20. Кроме того, к ноябрю 1985 был сдан один учебно-лабораторный корпус «в лесу», куда переселили около половины кафедр. И всё.

И главное. По условиям перехода на собственные рельсы надо было передать городу общежитие на Курчатова 20 и освободить здание ОФ МИФИ для техникума. Имелся план строительства первой очереди института, по которому оно должно было бы закончиться примерно к 1994 и в котором были только поточные аудитории. Некуда было переводить основную массу кафедр. Выход из положения заключался в переводе учебных подразделений в общежитие на Ленина 69. Это сократило количество мест в общежитиях и впервые в ИАТЭ возникла жилищная проблема для иногородних студентов.

Занятия проходили и в городе и в «лесу». Институт оказался разорванным в пространстве при очень нечеткой и необязательной работе транспорта. Возникла «автобусная психология» — жизнью института командовало расписание. Не было столовой.

Надо было срочно принимать какие-то меры, чтобы разобрать этот клубок неприятностей.

Решение лежало на поверхности: сократить сроки строительства, включить как-то в стройку еще один учебный корпус, вернуть общежитие, «тянуть» время по освобождению корпуса ОФ МИФИ (теперь уже техникума).

Ректору удалось уже в 1985 году достучаться до двух министров – до Славского Е.П и Ягодина Г.А. – они поняли безвыходность положения и увеличили в полтора раза темпы строительства. Это означало, что первая очередь (столовая, поточные аудитории, библиотека, спортзал, два больших общежития) будет завершено в 1990 году (так оно и было).

Ректор вместе с проректором по капстроительству В.В.Говоровым, получили поддержку в проектной организации Гипровуз и путем различных ухищрений сумели в титул первой очереди буквально «втащить» еще один учебно-лабораторный корпус.

Вернуть общежитие в ИАТЭ оказалось возможным с помощью городских властей и руководителей ОРСа. Цена этого соглашения – пятый этаж был передан ОРСу. С директором техникума было найдено обоюдное согласие – освобождение техникума проводить поэтапно.

Процесс перехода от филиала к самостоятельному вузу оказался сложным. На администрацию стали сыпаться жизненно важные вопросы, требующие немедленного решения. Это перевод сотрудников из ОФ МИФИ в ИАТЭ, профсоюзная принадлежность коллектива, отнесение вуза по оплате труда в соответствии с его категорией, выборы преподавателей, отсутствие необходимого количества «единиц» в штатном расписании, и ряд других. Более года потребовалось, чтобы успешно справиться со всеми этими вопросами.

Перестройка кончилась слишком рано

Чтобы понимать, в каких условиях проходило становление ИАТЭ, стоит вспомнить о преобразованиях, начавшихся в то время в политической и экономической жизни нашей страны. Именно в 1985 стартовала знаменитая Перестройка — тогда это слово писали с большой буквы, и возлагали на нее большие надежды.

Еще более непосредственно отношение к Обнинскому институту имели реформа высшего образования и отмена, а затем восстановление отсрочки призыва в армию, что привело к существенному колебанию количества студентов и выпускников в вузе.

В 1986 случилась авария на Чернобыльской АЭС, повлекшая за собой падение престижа атомной энергетики. Несколько раз менялись структуры и атомного, и образовательного министерств, что существенно мешало налаживанию связей, получению финансов, оборудования, распределению специалистов.

В то время менялась политическая и экономическая обстановка в стране. Рушились привычные рычаги управления — КПСС и комсомол. Все помнят, как упал уровень жизни граждан, в том числе, конечно, преподавателей, сотрудников, студентов.

Резко снизились инвестиции в высшую школу. Да и сама ценность высшего образования ставилась под сомнение у молодого (и не только) поколения.

Первые пять лет были, пожалуй, самыми сложными для ИАТЭ, но и продуктивными. Организована аспирантура и научно-исследовательский сектор, учреждена и до сих пор продолжает жить Международная конференция по безопасности реакторов и подготовке кадров, открыты диссертационные советы, а также новые кафедры и специальности. Приняты в эксплуатацию, оборудованы и введены в действие все объекты первой очереди института. Все это смог сделать коллектив института, во главе которого стояли такие замечательные люди как профессор С.П,Соловьев, профессор А.И.Трофимов, главный хозяйственник института Ф.В.Усаков и главный строитель – В.В.Говоров. В те давние времена большое значение имели и ректорат и Ученый совет, ученым секретарем которого была Г.Г.Здоровцева. Большую роль в организации работы играла секретарь ректора и ректората К.С.Петросова. Во все времена одну из главных ролей играет главный бухгалтер. Нам повезло – у нас был молодой и зарекомендовавший себя главбух — З.И.Матюшина.

Первое пятилетие ИАТЭ существовал в экстремальных условиях, а его коллектив оплачивал очень дорогой ценой идею размещения института в лесу и идею будущего благополучного развития. К сожалению, в результате событий последующих лет, которые «переехали» наши радужные и, как казалось, вполне реальные планы, будущее института отодвинулось на неопределенные сроки — слишком рано кончилась перестройка! Тем не менее этот период жизни ИАТЭ был со знаком «плюс» — произошла закладка фундамента института.

Не только выстоял, но и развился

В 1990 году произошла смена в руководстве института и теперь работу в ректорате активно продолжили Коровин Ю.А, Сальников Н.Л., Чередов А.И., Жеглатый В.Н.

Главной задачей 1991–1992 гг. было достроить, пустить в эксплуатацию новый учебный корпус (УЛК–2). Для выполнения этой работы пришлось идти на «строительные» компромиссы, взять кредит, доказать в ГКВО РФ необходимость окончания строительства УЛК–2. Ввод УЛК–2 покончил с разбросанностью учебного процесса по городу, решил «жилищную» проблему учебных подразделений, … дал возможность освободить места в общежитии. В 2000 году ввели в эксплуатацию блок 100–местных поточных аудиторий. Таким образом, завершилось в первом приближении становление ИАТЭ как самостоятельного, компактно расположенного вуза, имеющего свою организационную структуру, свою образовательную нишу, коллектив профессиональных преподавателей, подразделения по обеспечению жизнедеятельности института.

В такое вот тяжелое время ИАТЭ не только выстоял, но продолжал развиваться и готовиться к преобразованию в университет.

Начат выпуск научно-технического журнала «Ядерная энергетика». Для повышения качества подготовки абитуриентов, при ИАТЭ была открыта Физико–техническая школа, которая существует по сей день. Рост количества кафедр и специальностей привел к появлению еще двух факультетов.

Для получения финансов за основную – образовательную деятельность ввели платное обучение, заочный факультет (И.К.Заратуйченко), реанимировали вечерний факультет (В.И.Куштан), расширили область деятельности факультета повышения квалификации (В.В.Ткаченко). Открыли две отраслевые лаборатории «Прогноз» и «Тренажер», а также получили целевое финансирование на работы по безопасности, надежности и диагностике реакторов.

Институт вошел в список 33х главных ВУЗов страны, как теперь говорят – Федерального значения. Кроме того, за эти годы значительно продвинулась работа с международными партнёрами из Франции, США, Канады, Дании, Японии.

Юрий Казанский руководил институтом 15 лет. Он считает, что рейтинг института определяется очередью предприятий за нашими выпускниками и высоким конкурсом при поступлении в институт.

Продолжение следует.

Ольга Солнцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *