Десятилетие первое: Точка отсчета

ОФ МИФИ – ИАТЭ НИЯУ МИФИ: ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ СТУДЕНЧЕСТВА

Где оно — начало?

В этом году главный Обнинский ВУЗ отмечает 60-летие, хотя вообще-то, трудно точно сказать с какого именно момента началась его история.

Может быть, с 23 ноября 1942 года, когда было подписано Постановление Совнаркома СССР об образовании Московского механического института боеприпасов? Но его специальности не имели никакого отношения к атомной промышленности, которой, к слову сказать, тогда и не было.

А может быть, с 16 января 1945 года, когда институт боеприпасов переименовали в Московский механический институт? Там уже был секретный инженерно-физический факультет, деканом которого стал выдающийся ученый Александр Ильич Лейпунский.

Или же с 1953 года, когда название факультета было перенесено на весь институт, и он стал готовить специалистов атомной энергетики и оборонной промышленности?

Но, вероятно, правильнее всего за точку отсчёта начала ОБНИНСКОГО ВУЗа взять дату, когда институт появился именно в Обнинске. И было это в 1953 году.

Но еще раньше в 1951 году директор ФЭИ Дмитрий Иванович Блохинцев подписал приказ об образовании при предприятии п/я №276 (так тогда официально именовался ФЭИ) вечернего отделения Московского механического института, поскольку предприятию требовалось большое количество специалистов по различным аспектам ядерной энергетики.

Обнинский ВУЗ стал именоваться — вечернее отделение № 5. Директором его назначили начальника лаборатории, профессора, доктора технических наук Владимира Николаевича Глазанова.

«Главным энтузиастом среди нас, молодых, был Владимир Николаевич Глазанов. Сижу я как-то на третьем этаже в своей рабочей комнатушке, слышу характерные шаги, и в комнату буквально врывается Владимир Николаевич – очки на лбу, возбужден, в руке карандаш, бумага… Оказывается, что-то вычислял, где-то не сошлось – прибежал со второго этажа выяснять. (Замечу, телефоны у нас были). Таким он мне и запомнился», — пишет в своих воспоминаниях одна из первых преподавателей ОФ МИФИ Галина Георгиевна Здоровцева.

Преподаватели были редкостные

Первыми преподавателями вечернего отделения № 5 стали сотрудники ФЭИ.

— Преподаватели у нас были редкостные. Серафима Иосифовна Драпкина, жена Д.И. Блохинцева, читала лекции по общей физике – прекрасный преподаватель и очень коммуникабельный человек, — вспоминает один из первых студентов Владислав Александрович Соловьев. — Таких педагогов, как Гурий Иванович Марчук ещё надо поискать. Он излагал свой предмет ясно и доходчиво. Алексей Сильвестрович Романович преподавал нам высшую математику. Он был альпинист и погиб в 1953 году в горах Памира. Борис Борисович Кадомцев читал лекции по теоретической механике. С ним было трудновато, так как он считал, что мы должны всё схватывать на лету. Вскоре он перешел на работу в Курчатовский институт, где стал академиком. Сусанна Львовна Романова обучала нас английскому языку. Под её влиянием Обнинский филиал МИФИ иногда называли институт иностранных языков с физическим уклоном. Секретарь парткома Иван Георгиевич Морозов пытался внедрять в нас основы марксистко-ленинской философии. Но душой вечернего отделения был Владимир Николаевич Глазанов – человек трудной судьбы. Будучи заключённым, он за существенный вклад в строительство Норильского комбината получил послабления в режиме, подготовил и защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

На групповых снимках той поры преподавателей трудно отличить от студентов. И неудивительно. Ведь они работали вместе со своими студентами, и многие были старше на 2-3 года, а то и вовсе – ровесники…

— Со многими преподавателями были простые товарищеские отношения, — подтверждает Владислав Александрович Соловьев. На переменах мы звали их просто Алешей, Славой, Валерой. Но с такими, как Гурий Иванович или Серафима Иосифовна, только на «Вы», хотя беседы на переменах затрагивали самые различные темы.

Но главное, что роднило и учителей и учащихся, – увлечение наукой и желание развивать ее на благо Родины. И для них это был не просто привычный лозунг…

Высшее образование давалось непросто

В первом потоке было 16 студентов — молодые сотрудники ФЭИ, закончившие десятилетку или техникум.

— Мы учились без отрыва от производства, причем рабочая неделя тогда была шестидневной, как и учебная, — отмечает студентка самого первого выпуска ОФ МИФИ Владилена Семеновна Дмитриева (Гудкова). – Уставали, конечно: работаем с 8 до 17, к 18-ти часам – на учебу, заканчивали в 23 часа. А ведь надо еще и поспать, и задания делать – Глазанов был очень строгий преподаватель! Он был нашим «Дядькой Черномором», который постоянно интересовался успехами каждого и делал выволочку нерадивым. Владимир Николаевич присутствовал на каждом экзамене, и не дай Бог, кто-нибудь зашелестит бумажкой – набрасывался, как коршун!

Но молодые студенты придумали способ оптимизировать процесс учебы:

— Мы делили билеты на всех, и каждому доставалось по 2-3 билета. «Свои» билеты надо было выучить, чтобы «от зубов отскакивало». Потом мы собирались, и каждый рассказывал то, что выучил, отвечал на вопросы товарищей. И сдавали потом великолепно! — делится Владилена Семеновна. — Учебного отпуска на время сессии, как сейчас, тогда не было. Нам приходилось делить свой законный отпуск на две части и приурочивать их к зимней и летней сессии. Да, что там отпуска! Одна студентка начала учебу, будучи беременной. Родила ребёнка и через 5 дней вернулась в аудитории!

Вот так непросто давалось высшее образование. Даже врач, проводивший регулярный медосмотр, наполовину в шутку, наполовину всерьез пообещал молодым людям, что они, когда окончат институт, вероятнее всего, «сойдут с ума»!

А еще и погулять-развлечься хотелось – молодые ведь были! Для этого существовали праздники (хотя в то время их было значительно меньше, чем сейчас). Студенты и преподаватели вместе ходили в походы и на демонстрации, занимались спортом и даже играли в театре, которым в то время (еще до появления ДК ФЭИ) руководил Павел Горбачев.

31 октября 1953 года Московский механический институт был переименован в Московский инженерно-физический институт. А в 1957 году состоялся первый выпуск вечернего отделения №5 — 14 человек. Сегодня из них осталось в живых всего пятеро…

Рост и развитие

Самые первые занятия проходили в здании школы им. Шацкого. Иногда даже приходилось заниматься в подвалах, оборудованных под бомбоубежища – в послевоенные годы таких было много в каждом городе.

— Зимой было прохладно, и наши ребята занимались в пиджаках, под которые поддевали еще и свитера, — вспоминает Владилена Семеновна Гудкова. И вот пришел апрель, потеплело, и Серафима Иосифовна Драпкина вдруг с ужасом воскликнула: «Что с вами случилось? Почему вы все такие тощие?». «Пиджаки сняли», — дружно с хохотом ответили наши студенты.

Практические занятия проходили в лабораториях ФЭИ и даже в МЭИ, где было специальное оборудование, а также в старом здании МИФИ на улице Кирова (теперь Мясницкой).

— Были и экскурсии по собственным рабочим местам для того, чтобы лучше понимать такие предметы, как теория механизмов и машин, сопротивление материалов. Экскурсия в механические мастерские и в лабораторию разрывных машин были весьма полезны, особенно для наших девушек, — улыбается Владислав Александрович Соловьёв.

В 1959 году было открыто здание учебного комбината с аудиториями, учебными лабораториями, кабинетами, библиотекой, актовым залом, спортивным залом, столовой, механическими мастерскими. Часть здания отвели под техникум.

В 1962 году вечернее отделение №5 и Обнинский техникум передали Московскому инженерно-физическому институту. Так в Обнинске был организован филиал института для подготовки специалистов атомной энергетики с отрывом и без отрыва от производства.

Институт рос и развивался. В 1964 году появились новые кафедры: общей, теоретической и экспериментальной физики; высшей математики; иностранных языков; марксизма-ленинизма.

Но смерть первого директора ОФ МИФИ Владимира Николаевича Глазанова едва не стала причиной ликвидации созданного им института — так велика была его роль в существовании вуза.

Продолжение следует

Ветта Смазнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *