Управляющие компании вынуждены угождать не только потребителям коммунальных услуг, но и ресурсоснабжающим организациям, считает директор старейшей обнинской УК «Быт-Сервис» Вадим Кац.
Корр. Вадим Львович, с какими успехами управляющая компания «Быт-Сервис» встретит День города?
Кац. Если говорить об успехах, то в нашей сфере это понятие трудно поддается определению, пониманию и описанию. Успехи – это когда, к примеру, предприятие производит продукцию, получает прибыль, перевыполняет план. В нашем же деле, когда мы «стоим» на услугах населению, речь идет о том, сумели ли мы удержаться на плаву и выполнить те задачи, которые стоят перед нами. Современное российское законодательство в сфере ЖКХ меняется часто и спонтанно. Нередко возникают ситуации, когда сегодня мы живем по одному закону, а потом вдруг Государственная Дума принимает изменения к этому закону, и завтра мы начинаем жить по другому закону — либо ужесточают требования, либо все меняют кардинально. Приходится к этому приспосабливаться таким образом, чтобы услуги, которые мы оказываем, были такими, каковые требуются собственнику жилья – доступные, в полном объеме и надлежащего качества. Вместе с тем вторая сторона этого дела – оплата этих услуг. Чтобы нормально оказывать услуги ЖКХ, необходима нормальная материальная база. То есть средства, которые мы получаем от населения, должны быть адекватны тем услугам, которые мы ему предоставляем.
Корр. И много ли таких услуг?
Кац. Правительство Российской Федерации приняло постановление – в нем перечислен минимальный перечень услуг, которые управляющие компании обязаны предоставлять населению, и которые не зависят от того, сколько мы получаем от населения денег. Это в обязательном порядке. Однако мы считаем, что, если мы будем выполнять весь этот перечень, то суммы будут просто зашкаливать. Судите сами, брать с населения по 60-65 рублей за квадратный метр – это астрономическая сумма! Впрочем, сейчас у «Быт-Сервис» есть в управлении дома, где народ платит по 9-11 рублей – в нашей компании таких домов немного, всего 20% от общего числа. Есть также дома с тарифами по 17-18 рублей, есть дома, где мы установили тарифы в пределах 23 рублей за квадратный метр жилплощади.
Корр. А как вообще устанавливаются тарифы?
Кац. В прошлом году по просьбе обнинских управляющих компаний московский Фонд «Институт Экономики Города» посчитал нам тарифы для Обнинска – получился усредненный тариф в 27 рублей за квадратный метр. Это при минимальном перечне услуг ЖКХ, который определило Правительство РФ.
Корр. Видимо, потребители при таком усредненном тарифе будут чувствовать себя вполне комфортно. А как чувствуют себя УК, тоже хорошо?
Кац. Отнюдь. Управляющая компания не может на эти деньги оказывать весь объем услуг, который требуется населению. Таким образом, мы попадаем в «ножницы» – население требует услугу в полном объеме, а контролирующие органы требуют выполнять обязательный перечень услуг. А у нас нет необходимых для этого средств. Разумеется, такое положение влияет и на качество нашей работы, и на отношения с населением.
Корр. Как же вы выкручиваетесь?
Кац. Смотрим, как нам выполнить свою работу на эти скромные деньги, как говорится, по одежке протягиваем ножки. Удается это не всегда. Одна из причин – износ жилого фонда, который требует кардинального вмешательства. У нас есть в управлении дома, которым по 60 и даже по 80 лет. И подходы здесь разные. Так, в новых домах на проспекте Ленина, перешедших к «Быт-Сервис» от УК «Комфорт», мы устанавливали тарифы, более-менее соответствующие тем требованиям, которые существуют. К слову сказать, некоторые дома становились участниками этого процесса – принимали наши условия. Некоторые же искали управляющие компании, где подешевле.
Сейчас на некоторых домах мы вывесили наши новые тарифы, по утверждению которых будем проводить собрания жильцов. Где-то собрания уже прошли – для людей это тяжелое испытание, потому что тарифы повышены в три раза, в то время как в старом жилом фонде тарифы были всего 9 рублей. Теперь же получается 27 рублей. Для народа это шок. Одно дело платить за квартиру 600 рублей, а другое, когда ты платишь 1500-2000 рублей. Разница существенная. Надо учитывать и то, что далеко не все могут эту сумму пережить – доход у всех людей разный. Поэтому мы будем искать компромиссы, будем встречаться с жильцами, чтобы получить поддержку и понимание нашей позиции.
Корр. А как вы обходитесь с неплательщиками?
Кац. Должников у нас много и сумма долга значительная. На годовом собрании акционеров мы зафиксировали сумму долга – дебиторская задолженность у нас вписана в общую структуру баланса. С одной стороны, это хорошо, а с другой, не очень. У нас есть специальный сотрудник, который отслеживает долговые процессы – направляет претензии должникам. К злостным неплательщикам мы применяем санкции – отключаем электричество. Надо сказать, такая санкция действует эффективно. Перекрытие канализации мы не применяем, хотя санкция такая тоже есть и дает весьма неплохие результаты. Кроме того, мы подаем судебные иски и, как правило, все они удовлетворяются. Однако получить потом по иску деньги становится очень непросто. В марте 2018 года мы заключили договор с организацией «Фин-Ресурс», которая взяла на себя заботу по взысканию долгов, вплоть до привлечения судебного пристава. Причем, долговые деньги будут поступать не на счет компании «Быт-Сервис», а прямиком в ОИРЦ – Областной информационный расчетный центр.
Что касается работы по внесудебному взысканию долгов, то она дает результаты, однако сама сумма общего долга уменьшается несущественно. Поэтому нам приходится прикидывать, когда и кому из ресурсоснабжающих организаций платить в первую очередь, а кому с задержкой. Кто-то из них получает плату регулярно, кто-то менее регулярно. Нам приходится постоянно балансировать.
Сергей Коротков