Сейчас много говорят о патриотическом воспитании детей и молодежи, но нередко все словами и ограничивается. И тогда складывается впечатление, будто это нечто формальное, нужное больше «для галочки» и отчетности.
Проявление патриотизма не абстрактно: оно основывается на деятельной любви конкретно к кому-то и чему-то. Дети не рождаются с чувством патриотизма. Этому их должны научить взрослые, прежде всего, собственным примером. Было бы ошибкой отделять учителей от воспитательного процесса, превратив их в неких «менеджеров», оказывающих только образовательные услуги.
Директор обнинской школы №4 Владимир Светлаков тоже считает, что в сфере патриотического воспитания, к сожалению, многое делается «для галочки». К тому же, на голом энтузиазме, без серьезной поддержки на государственном уровне эту актуальнейшую педагогическую проблему решить невозможно. За свою многолетнюю работу в школе он на деле показал, что такое настоящее патриотическое воспитание школьников и как его нужно организовывать. Здесь обучение неотделимо от патриотического воспитания, в которое вовлечен весь педагогический коллектив.
В школе за много лет сформировался свой особый уклад, основанный на лучших примерах офицерской доблести и чести. Не случайно рядом с кабинетом директора висит стенд: «Кодекс чести русского офицера». Как писал В. Даль: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека. Доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Эти слова и характеризуют стратегию воспитательной работы в школе. По словам Владимира Светлакова, «ученик, попадая в нашу среду, постепенно адаптируется и преображается. Нет такого, чтобы в школе кто-то ругался матом или писал на стенах в туалете – это исключено. Подростки не курят. Если по коридору школы идет незнакомый человек, то ученики его пропускают и вежливо здороваются – у нас царит доброжелательная атмосфера. Здоровая среда в школе, собственно, и воспитывает. Конечно, бывают и негативы, но помогает коллективное воспитание: классные часы, линейки, родительские собрания, где решаются возникшие вопросы».
О том, как сделать идею патриотического воспитания не абстрактно-формальной, а земной и реальной, мы спросили Ольгу Олеговну Светлакову, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 4 им. Л.Г. Осипенко:
— Военно-патриотическая работа ведется по многим направлениям. Начинается она ежедневно с утра с гимна России, который все поют. Это отличительная черта нашей школы. В деле гражданского воспитания все взаимосвязано, здесь мелочей нет. Как говорится, позаботься о деталях, и они позаботятся обо всем остальном.
Патриотизм – это развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь и к чему сопричастен. Все начинается с малого, поэтому у нас на каждом этаже висят телевизоры, где в постоянном молчаливом режиме транслируется школьная телегазета и все наши мероприятия. Когда занятия еще не начались, дети сидят в рекреации перед этими телевизорами и приобщаются к жизни и достижениям школы. Все понимают, что мы одна семья, команда, и вместе мы сила.
Главная гордость школы – музей, посвященный истории отечественного подводного флота и биографии Героя Советского Союза Леонида Гавриловича Осипенко – командира первой советской атомной подлодки. Экскурсии по музею проводит его правнучка Полина Останина.
— Патриотическое воспитание включает в себя и социализацию, подготовку детей к взрослой жизни. Какая работа ведется в этом направлении?
— На уроках обществоведения наши учащиеся приобретают начальные навыки ведения предпринимательской деятельности, открытия своего дела. Также наши воспитанники получают навык участия в предвыборной кампании. В будущем ребятам будет намного легче принимать участие в настоящих выборах, имея такой опыт. Так, у нас прошли выборы в школьную Думу – выбрали 15 депутатов. Участвовала вся школа. Это были настоящие выборы со всеми атрибутами предвыборной кампании: агитационные видеоролики, листовки, типографские цветные плакаты «Голосуй за меня» и прочее. Выборы проходили с прозрачными кабинками, при участии председателя ТИК Обнинска. В ее присутствии открывали выборы и подсчитывали голоса. Всё было по-серьезному.
Дума организует все школьные мероприятия. Например, провели акцию «Блокадный хлеб», посвященную 75-летию снятия блокады Ленинграда. Был вывешен стенд с информацией о блокаде и
нормах выдачи хлеба в определенный период времени. На столе были выложены хлебные пайки, весом от 125 до 600 г. Играла военная музыка, старшеклассники из школьной Думы зачитывали информацию о блокадном Ленинграде. А на специальных телевизорах шли хроники блокадного Ленинграда. Целью мероприятия было показать ребятам, как тяжела была жизнь на войне и как хорошо они живут сейчас.
— Расскажите о школьных военно-патриотических мероприятиях.
— Традиционно три раза в год наши дети стоят в почетном карауле у памятника контр-адмиралу Осипенко: 9 Мая, 23 февраля и 19 марта, в День моряка-подводника.
У школы тесные связи с обнинским Учебным центром ВМФ. Военнослужащие посещают все наши торжественные мероприятия. В преддверие Дня защитника Отечества к нам приходят действующие военнослужащие и проводят «Уроки мужества». В этом году в День моряка-подводника школьники ходили поздравлять военных. Мы организовали большой праздничный концерт на базе Учебного центра, с участием более 150 детей. Кульминацией концерта было совместное исполнение гимна Учебного центра «Атомный флот» нашим школьным хором и городским духовым оркестром.
В конце мая в нашей школе проводится ежегодная военно-патриотическая игра «Зарница», где принимают участие все классы и родители. За полтора месяца до этого у нас проводятся занятия по строевой подготовке. Для этого Учебный центр ВМФ выделяет наиболее подготовленных военнослужащих, которые обучают классы строевым приемам на месте и в движении.
Учащиеся с 1 по 11 класс проходят строевым шагом по стадиону с песней. Все одеты в единую форму. В комиссию, которая оценивает уровень строевой подготовки, входят командир воинской части и директор школы. Все очень торжественно, красиво. Родители счастливы, потому что они участвуют в этом празднике вместе с детьми. У нас бывает каша, огромный костер. На всякий случай стоит пожарная машина, и дети могут подойти, посмотреть, полазить по ней, потрогать шланги – пожарные все для них демонстрируют.
Помимо строевой подготовки, учителя ОБЖ готовят детей к оказанию первой медицинской помощи. Ребята носят друг друга на носилках, перевязывают головы, устраняют кровотечение. Учителя физкультуры проводят соревнования. Учителя истории проводят различные викторины. Это все сплачивает школьников, и они становятся одной командой, дружной и организованной.
— Хотят ли потом дети и дальше идти по военной стезе?
— Многие наши ребята после школы поступают в военные училища, потому что им близок военный уклад. Они видели его изнутри и хотят продолжать идти по этому пути во взрослой жизни. И девочки становятся более организованными. Некоторые из них поступают в военные училища. При этом многие наши ребята хорошо мотивированы на учебу и планируют получать высшее образование. Даже если занятия по строевой подготовке никогда им не понадобятся, они способствуют развитию самодисциплины и организованности.
— Как вы готовитесь ко Дню Победы?
— В День Великой Победы по сложившейся традиции наши школьники несут вахту памяти, возлагают лампады к Вечному огню. Также наш школьный хор принимает участие в концерте «Вальс Победы» в Городском парке. Много учеников принимают участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность и присущ только социально активной личности. Поэтому в наших детях мы всеми силами воспитываем гражданскую активность, желание хранить чистоту совести и незапятнанную честь.
А. Сигутин