УМНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Накануне весны в парке-отеле «Яхонты-Таруса» собрались юные интеллектуалы из российских городов, чтобы продемонстрировать свои достижения в разных отраслях науки и творчества.
Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России» случился уже в 16 раз. Его идеолог и организатор – руководитель общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко. Уже больше 30 лет он со своей командой разрабатывает образовательные программы и конкурсы для увлеченных детей, благодаря чему ребята имеют возможность выйти на новый уровень общения с педагогами, продемонстрировать свои способности и достижения экспертам и заручиться поддержкой сверстников. Короче говоря, Лев Юрьевич изобретательно и методично создаёт среду для взращивания будущих учёных. И в этом деле во главу угла он ставит интерес ребёнка к выбранному делу.
Не навредить
Перед началом фестиваля Лев Ляшко говорит напутственное слово экспертам: «Пожалуйста, будьте осторожны и аккуратны с детьми. Если работы сильные, не скупитесь на похвалу. Если вы видите недостатки, будьте деликатны. Критикуйте так, чтобы не обидеть. И обязательно отмечайте достоинства работы. Наша главная цель – воодушевить ребёнка, «окрылить» его. Он должен уехать отсюда с горящими глазами, а не с чувством разочарования». Эксперты согласно кивают и понятно, что слышат они эти фразы уже не в первый раз. За детский энтузиазм Лев Юрьевич стоит горой. Потому что всему можно научиться, любое дело довести до ума, можно исправить самую грубую ошибку, если есть желание. Отбить это желание можно одним неосторожным словом, а вот поддерживать интерес школьника к науке и творчеству – это сложный, долгий процесс, требующий мудрости и терпения со стороны взрослых.
О чём докладывают дети?
Десятки ребят разбегаются по 11 секциям и начинают знакомить жюри со своими докладами. Гульназ из Казани представляет разработку сайта «Красная книга Республики Татарстан». Артём из Самары рассказывает об индивидуальном жилом доме из морских контейнеров с применением энергосберегающих технологий. Кирилл из Надыма объясняет, как действует роботизированная система управления и контроля за движением транспортных средств в аэропорту Arctic Air. Егор из Ревды делится своими соображениями по поводу нанотехнологий. Большинство работ носят футуристический характер. Они – о будущем. И это правильно. Ведь именно эти дети будут создавать материалы, технологии, жанры, формы и настроения будущего. Именно они предложат нам новые модели существования.
Но при этом участники фестиваля «Творческий потенциал России» — любопытные юные создания, которые безумно интересуются всем вокруг. На секции «Мир человека» Глеб Гавриков выступает с докладом «Вся правда о лени», Фёдор Доронин из обнинской школы №6 весело и непринуждённо рассказывает об истории жизни хоккейной шайбы, а Елизавета из Челябинска отчитывается по поводу санкций Запада против Российской банковской системы. Как знать, возможно, именно Лиза в будущем посвятит свою жизнь спасению российской экономики. А начинать надо уже сейчас – пока учишься в школе.
Как и зачем попадать на этот фестиваль?
География фестиваля «Творческий потенциал России» чрезвычайно широка. Сюда едут ребята из Анапы, Казани, Королева, Новосибирска, Салехарда, Саратова, Уфы, Челябинска и так далее. Многие делегации – завсегдатаи фестиваля. Не пропускают ни одного события. И стабильно выступают на очень высоком уровне, совершенствуясь и оттачивая своё мастерство от поездки к поездке. Основной возраст участников – средние и старшие классы, хотя есть и несколько ребят из начальной школы. Они уже пробуют делать публичные доклады и отчитываться о своей проектной или исследовательской деятельности. А почему бы и нет? Человек начинает исследовать мир с рождения и в 3 классе он уже вполне способен подготовить по этому поводу доклад.
Что даёт фестиваль детям? Это, прежде всего, возможность общения с себе подобными – с людьми, которые интересуются наукой, искусством, новыми разработками и самостоятельными исследованиями. Школьники видят, что у них есть конкуренты, единомышленники и судьи. Они понимают, что существуют не в пространстве, а в конкретном контексте, который требует от них развития. И это лучший двигатель для подрастающего поколения.
Фестиваль длится три дня, и за это время участники набираются прекрасных впечатлений: работа секций, концерты, командные игры, мастер-классы. И дискотеки для юных учёных никто не отменял. В конце концов, даже просто погулять по шикарной территории отеля «Яхонты-Таруса» в окружении соснового леса – это уже круто. К сожалению, обнинские ребята приезжают только на конференционную часть фестиваля. Выступят – и домой. Лев Юрьевич очень сокрушается по этому поводу, потому что дети не успевают насладиться духом и атмосферой мероприятия, у них нет времени познакомиться со своими юными коллегами из других городов. Почему обнинские дети находятся к конференции ближе всех, но не принимают в ней участие по полной программе? – задали мы вопрос организаторам. Разумеется, вся проблема в деньгах. Дело в том, что другие делегации отправляются на конференцию при поддержке муниципалитетов или за счет других источников. А в Обнинске пока, к сожалению, нет такой практики. «Возможно, ребятам будут оказывать спонсорскую помощь предприятия города, которые заинтересованы в развитии юных жителей наукограда, — предполагает Лев Юрьевич. — Мы бы очень хотели найти решение этой проблемы. И тогда дети из нашего города тоже смогут полноценно участвовать не только в работе фестиваля, но и в других многочисленных всероссийских интеллектуальных юношеских форумах, организуемых Малой академией наук».

АТЛАС ПРОФЕССИЙ
16-й фестиваль Малой академии наук «Интеллект будущего» посетил руководитель направления Агентства стратегических инициатив «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков. Этот человек – один из разработчиков программы-прогноза развития рынка труда. Дмитрий Судаков попробовал предсказать, какие профессии в будущем умрут, а какие – будут в почёте. С атласом профессий можно подробно познакомиться на сайте atlas100.ru. А мы поговорили с Дмитрием Судаковым и Львом Ляшко о будущем.

Корр. Дмитрий, я познакомилась с вашей аналитикой рынка труда будущего, и стало немного грустно. Основные тенденции – глобализация, рост конкуренции, автоматизация, интенсивное использование программируемых устройств, рост сложности систем управления и так далее. В общем, в будущем работать по сути будут роботы. А людям останется только работать над роботами. Но ведь не всем дано разбираться в сложных системах. Да и не нужно будет так много специалистов для обслуживания автоматов. Что тогда делать остальным – кто не у пульта?
Дмитрий Судаков. Это философский вопрос. На него можно по-разному отвечать. Давайте зададимся вопросом: «Кто вообще сказал, что человек создан для того, чтобы работать? Мы вынуждены работать – это факт. Но не должны. И в принципе люди могут не работать. Пример того – европейские пенсионеры. Они имеют возможность не работать и находят себе другие интересные занятия. В Швеции сейчас рабочий день сокращается до 6-ти часов, и люди находят себе занятия в свободное время. Они не скучают. Это первое. Второе – люди приспособятся к любой реальности, которая им будет предложена. Конечно, человек очень ленивое существо, не любящее меняться и что-то менять. Но под давлением обстоятельств люди всё равно будут развиваться, осваивать новые навыки, приобретать необходимые качества. А поскольку изменения на рынке труда будут происходить постепенно, большинство успеет встроиться в эту систему и занять достойное место.

Корр. Что будет происходить с системой образования?
Дмитрий Судаков. Те процессы, которые мы сейчас наблюдаем на рынке труда, — это серьёзный вызов системе образования в целом. Она должна меняться, подстраиваясь под новые реалии. Я уверен, что уже в ближайшие годы возникнет огромное количество сервисов, связанных с обучением и переобучением взрослых, которые явно отстают по освоению компьютерных технологий от молодёжи.

Корр. Кажется, что список будущих профессий носит несколько фантастический характер… Когда ещё у нас появятся космогеологи, инженеры-космодорожники, системные биотехнологи и так далее?
Лев Ляшко. Всё произойдёт быстрее, чем нам кажется. Прогноз атласа описывает ситуацию, которая предположительно сложится через 20-30 лет, но некоторые профессии, приведённые в атласе, появляются уже сейчас. Например, тьютор или тренер по майнд-фитнесу. Калужский педагогический университет уже рассматривает вопрос открытия курсов по подготовке специалистов майнд-фитнеса. Это профессия сегодняшнего дня.

Корр. Что бы вы посоветовали молодым людям, которые сейчас выбирают профессию и через 5-6 лет придут работать?
Лев Ляшко. Найди дело, которое тебе по душе, и стань в этом деле лучшим. Тем самым и ты будешь счастлив, и окружающим от тебя будет польза. А чтобы найти то самое, своё дело, как раз и нужно пробовать участвовать в разных проектах, встречаться с интересными людьми: со сверстниками из разных городов, с учеными, деятелями культуры, представителями инновационных предприятий. Именно такое пространство для развития создаёт Малая академия наук «Интеллект будущего» благодаря экспертам и всем, кто с нами сотрудничает.
Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.