УДОБСТВОМ И НЕ ПАХНЕТ

Предложения жителей по новой маршрутной сети учли, но вопросы к разработчикам и мэрии остались.

С конца прошлого года транспортную сферу наукограда штормит. И пока другие муниципалитеты радуются тому, как повезло Обнинску в получении инфраструктурного кредита на покупку большой партии новеньких автобусов, горожане всё чаще используют гениальное двустишие Вишневского: «Не надо делать мне как лучше, оставьте мне как хорошо».

Автобусы новые, а проблемы старые

Как только в муниципалитете появились автобусы, МП «ОПАТП», как горячие пирожки, стало выигрывать конкурсы на транспортное обслуживание городских маршрутов. У частников осталось всего ничего – маршруты номер 4 и 9 и «хлебные» — 12-ый и 13-ый.
Но гарантированного качества перевозок после того, как на дороги вышли автобусы, не последовало. Их приходится то долго ждать, то потом транспортные средства, курсирующие по разным маршрутам, приходят пачками, а то и вовсе автобусы не приходят. В администрации и МП «ОПАТП» ссылаются на недостаток водителей и поломку транспорта, обращая внимание, что всё это естественные трудности переходного периода. Но пассажирам от таких объяснений не легче.
Ещё одной «задачкой», по словам сити-менеджера первого наукограда Татьяны Леоновой, стало изменение маршрутной сети. Сейчас автобусы фактически ходят по кольцу друг за другом, и если первый идёт набитый до отвала, то остальные — полупустые. А это нерентабельно. Вариант нашли простой – избавиться от кольца и убрать повторы. С точки зрения экономики, выверенное решение. А если посмотреть на логистику и удобство пассажиров? Представляете, если бы в московском метро решили убрать кольцевую линию, есть же радиальные. Транспортный коллапс получился бы невиданный, но обнинцам предложили приспособиться к новым обстоятельствам.

Горожане отстояли «кольцо» и 21-й маршрут

За разработку проекта маршрутной сети наукограда взялась Высшая школа экономики. Своё детище эксперты представили за несколько дней до наступления нового 2023 года, потом до 1 марта жителям дали время на конструктивную критику. И ещё два месяца специалисты «вышки» изучали предложения, которых оказалось больше 120. Третьего мая представили на суд зрителей обновлённый вариант схемы, который изменению не подлежит. Над чем так долго работали эксперты, судя по представленным картинкам, неясно. Но позитивные сдвиги всё же есть.
— Такие маршруты, как 1, 5 ,10, 14, 15 и 21, которые действуют сегодня, остаются без изменений, но по некоторым изменится нумерация, — озвучила на планёрке в администрации начальник управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина.
Иными словами, обнинцы отстояли любимое «кольцо» и 21-ый маршрут, соединяющий Киевское шоссе с основной частью города. Зачем менять нумерацию не совсем понятно, разве что разработчики предлагают выбросить деньги на ветер, ведь городу придётся обновить не только таблички в самих автобусах, но и расписания на остановках. Кроме экономической составляющей, есть здесь и та, которая отвечает за удобство граждан, – людям придётся привыкать к новым цифрам, под номерами которых будут функционировать фактически привычные старые маршруты.

Из Дворца спорта «Олимп» к «Музыкальной школе» предлагают добираться через Экодолье

Мы уже неоднократно говорили, что логистика у разработчика итоговой транспортной схемы хромает на обе ноги. И игра цифр – лишнее тому подтверждение, но далеко не единственное. Новые скрины маршрутов, в отличие от первоначальной версии, позволяют увеличивать картинки, но понять по каким улицам «ползёт червь», например, маршрута под номером один, без многократного увеличения невозможно.
Все эти детали, конечно, неприятны, но не влияют на самую важную составляющую – траекторию движения транспортных средств. Разработчики не стали скрывать, что они постарались связать старую часть города с новыми микрорайонами. Автобусы теперь оттуда курсируют и в Заовражье, и в Экодолье. А вот доехать до «Титаника» из исторической части Обнинска не получится, как и с остановки «Музыкальная школа».
— Если бы у нас был маленький городок, можно было бы говорить о беспересадочном перемещении, но сейчас у нас город значительно вырос, и строительство новых микрорайонов ведётся активно, поэтому избежать пересадок и оставить всё как есть, мы в любом случае не сможем, — объясняет Анна Еремина.
Это, конечно, понятно. Но по новым правилам не получится уехать и с остановки «Музыкальная школа» во Дворец спорта «Олимп», хотя два крупных транспортных узла вроде бы друг от друга не удалились.
Разработчики новой транспортной схемы предлагают спортсменам сразу несколько вариантов. Самый простой — воспользоваться маршрутом 4 «А», доехав до остановки ОУС через улицу Калужская, и шагать обратно к музыкальной школе. Как говорится, удобством и не пахнет. Хотя всё относительно. Другие варианты ещё эпичнее. Сначала мотнуться до Дома связи, а потом, перейдя на другую сторону, отправляться в 39-ый микрорайон на бывшем 15-м или 21-м. Ещё одна возможность доехать до дома лежит через Экодолье. Что называется, бешеной собаке…
Сохранить деньги при таком раскладе помогут проездные билеты, с ними можно пересаживаться на дню сколько угодно раз и куда угодно.

Два спальных района не свяжет единая сеть

— Основная часть перехода на новые маршруты будет постепенной и плавной, — пообещала Татьяна Леонова. — Мы планируем начать с конца июля-начала августа и за месяц-полтора перейдём.
То есть всплеск негодований населения придётся на начало учебного года. Кстати, два спальных района, объединенных единым маршрутом – Заовражье и улица Звёздная – это не коснётся. Здесь надо строить дополнительные остановки, а денег в бюджете пока нет, так что внедрение этого маршрута пока поставлено на паузу.

Евгения Никитина