ТАТЬЯНА ВОЛНИСТОВА: «ЧТОБЫ ХОРОШО СДАТЬ ЛИТЕРАТУРУ, НАДО РАЗБИРАТЬСЯ В МАТЕМАТИКЕ»

В образовательной отрасли продолжают подводить итоги сдачи ЕГЭ. Чиновники анализируют сложность заданий, озвучивают средние баллы. Как в этом году с экзаменами справились выпускники наукограда и какую работу над ошибками надо провести педагогическому сообществу «Обнинскому Вестнику», рассказала заместитель главы администрации по образованию Татьяна Волнистова.

Дети разучились мыслить?
В Обнинске традиционно средний балл по ЕГЭ выше региональных и общероссийских показателей. Этот год не стал исключением.
— Среди выпускников текущего года самыми массовыми стали обязательные предметы – русский язык и математика. Математику профильную выбрали 414 человек (58% от числа сдающих). Из предметов по выбору самыми популярными остаются обществознание, его сдавали 336 человек, физику и биологию выбрали 146 и 147 выпускников, соответственно, — озвучила статистику начальник отдела мониторинга и анализа качества образования Людмила Приходько.
Примечательно, что выпускники этого года — дети, которые изначально учились по новым федеральным государственным образовательным стандартам, поэтому и задания на экзаменах тоже были обновлены.
Ещё одна особенность – ЕГЭ сдавали школьники, на чью пору пришёлся дистант, поэтому «репетиции» в 9-м классе у них не было. Соответственно, результаты по сравнению с тем, что демонстрировал наукоград в предыдущие годы, упали.
Главный «провал» этого года в Обнинске наблюдается в литературе. Мы, конечно, «обогнали» Калужскую область, показав 53,6 балла вместо 53, но проиграли общероссийским показателям, где значится более 60 баллов.
— Пока что не анализировали детально, почему так случилось, но я лично литературу всегда связываю с математикой и техническими дисциплинами, — говорит Татьяна Волнистова. – Литература – это анализ. Те КИМы, которые в литературе применяются, нацелены на анализ, на основе которого пишется эссе.
Соответственно, проблем с анализом у «технарей» нет, но в последнее время всё больше встречаются чистые гуманитарии. Отсюда, возможно, и снижение оценок. Кстати, по русскому языку средний показатель, по сравнению с прошлым годом, тоже упал и учителя считают, что это пике значительное – минус полбалла. И с этим тоже придётся разбираться.

Школы «выравниваются»
Кстати, снизилось и число 100-балльников по этому предмету. Если в прошлом году максимальную оценку получили 9 человек, то в этом — всего лишь одна выпускница 12-ой школы. Здесь есть и серьёзный плюс. Если в предыдущие годы сильнейших учеников подготавливали лишь в «Гимназии», ФТШ и «Державе», то в этом году начали «подтягиваться» и другие школы.
— Меня порадовала эта тенденция к выравниванию, — не скрывает Татьяна Валерьевна. – Четвёртая и одиннадцатая школа дали 100-балльников по обществознанию, в «Державе» три 100-балльника по химии. Например, в 10-ой школе средний балл по биологии 75,5, а в первой школе – 73,5 балла, когда по городу — 55,3.
Свою роль здесь, по словам Волнистовой, сыграли инфраструктурные решения. В школе №10 была открыта «точка роста» допобразования по биологии, а школа №1 традиционно имеет агроэкологическую направленность.
По инфраструктуре 17-я школа может дать фору своим «старшим собратьям», просто потому что построена она недавно и по современным стандартам. Но возведение здания – это лишь половина дела, главное – образовательная среда. Здесь, уверена Татьяна Волнистова, всё сложилось:
— По биологии средний балл в 17-ой школе — 63,7; по истории средний по городу -62,8, в 17-ой — 60. Это не низкий результат. По русскому – 74,5, а по городу – 72,6. Высокие результаты по химии, профильная математика на уровне городских показателей.
Эксперты уверены, что для выхода на плато высоких оценок, работу надо начинать ещё с пятого класса. В противном случае, школа не может «переломить» ситуацию, массово выводя детей на высокие результаты ЕГЭ.

Ставка на нестандартные задачи и профориентацию
Помогла в получении высоких баллов, говорит Татьяна Волнистова, и пропаганда Олимпиадного движения. Обычно в регионе победителями выступают 70-80 человек, в этом году их число выросло до 130. Однако многие выпускники уверены, что два пути поступления в вуз – через участие в олимпиадах и по результатам ЕГЭ – имеют совершенно разную природу. И, соответственно, делать ставку, осваивая оба направления, попросту невозможно. Татьяна Волнистова согласна с этим утверждением, в олимпиадных заданиях другая идеология и больше практической части. Однако участие в Олимпиадах стимулирует школьников глубже изучать понравившийся предмет.
— Кстати, в ЕГЭ сейчас задания тоже уходят от возможности натаскивания, прослеживается тенденция решения нестандартных задач, — рассказывает Татьяна Валерьевна.
Если же говорить о работе над ошибками, то в Обнинске наблюдается динамика роста тех, кто не преодолел пороговые значения в предметах по выбору. Таких детей не много, но они есть. И здесь важную роль играет профориентация, ведь в некоторых школах к этому подходят достаточно формально, проводя лишь экскурсии на предприятия. Поэтому необходимо задействовать психологов, которые ещё в 5-6 классе проведут анкетирование среди детей, помогая им сделать правильный выбор интересующих их предметов.

Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *