Связь времён

Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения — одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие, поэтому одним из важнейших направлений воспитательной работы в обнинской гимназии является патриотическое и духовное развитие учеников.
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия», кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания Елена Геннадьевна Иванова рассказала о создании условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала гимназистов:
— В школе немало делается для патриотического воспитания, каждый учебный предмет способствует этому: уроки истории, литературы, обществознания, права, биологии, экологии и другие вольно или невольно воспитывают гражданина. Способствуют этому и мероприятия по подготовке празднования Дня Победы, которые мы проводим на протяжении всего учебного года. В гимназии регулярно проводятся классные часы, посвящённые прошлому. Дети готовят выступления, часто в виде рассказов, стихов, песен. Отбираются наиболее интересные работы учеников к творческим событиям, конкурсам, фестивалям, которые проводятся в школе в течение всего года. Например, Фестиваль искусств учащихся проходит в несколько этапов. Он включает в себя выступление чтецов, танцоров, вокалистов, хоровых коллективов и многие другие направления. Большая школьная программа ведёт к большому итоговому мероприятию под названием «Наследники Победы».
Волонтёрским движением, которое сегодня набирает обороты, занимается молодёжный центр города. Но и гимназия, и каждая обнинская школа готовит своих волонтёров, включая их в организацию праздничных мероприятий. С огромным энтузиазмом дети участвуют в социальном проекте «Бессмертный полк». Их привлекает история своей семьи, судьбы родных, многие составляют собственное генеалогическое древо. А как интересно принести фотографии своих родственников, рассказать о них — участниках войны, тружениках тыла, о родных, переживших оккупацию.
Например, одиннадцатиклассник гимназии Володя Прозоров со своим отцом Вигеном Борисовичем на протяжении многих лет систематично занимались поиском в архивах материалов о своих родственниках. И, кстати, начали они свою работу задолго до появления акции «Бессмертный полк», создав большое генеалогическое древо. Интерес к прошлому у детей есть, и это надо использовать.
В своё время городская администрация закрепила за гимназией памятный камень на проспекте Ленина, в старой части города, на месте прежнего захоронения воинов. «Мы ежегодно приходим туда убираться с детьми. Иногда даже возникает конкуренция с местными жителями, особенно пожилыми людьми. Но и они нас благодарят, когда видят, что дети облагораживают там территорию, приносят цветы, читают стихи о войне. Это заслуга литераторов нашей гимназии, которые передают эстафету из класса в класс. Таким образом сохраняется память о трагическом и героическом прошлом. С этим уже взаимосвязано и краеведение, а ведь насколько важно для патриотического воспитания углублённое изучение русской культуры, изучение истории родного, здешнего края. Словом, патриотизм – это не просто праздник Победы, это, когда молодежь в настоящем познает прошлое и готовит передать это в будущее», — говорит Елена Геннадьевна.
Проводится в гимназии и научно-практическая конференция школьников. Она начинается с седьмого класса, с пробных работ, а уже в старших классах ребята занимаются исследовательскими работами. В прошлом году конференция проходила в Полотняном Заводе, где проводились экскурсии и готовились материалы по отдельным экспонатам музея. Получилась интересная подборка исследовательских работ, которые пригодились даже сотрудникам музея для работы. Темы касались «бронзовой бабушки», пребывания в Полотняном Заводе полководца Михаила Кутузова в период войны 1812 года, дома Щепочкина и многого другого. Итогом стало выступление трёх старшеклассниц гимназии с докладами на конференции «Пушкинский проект», которая проводится в Санкт-Петербурге. Интересные работы были подготовлены учащимися по истории комсомола на основе архивных документов.
Еще Елена Ивановна подчеркнула, что в последнее время в духовном и одновременно патриотическом воспитании принимает участие православная церковь. Это делается осторожно, без утверждения преимущества какой-либо религии, чтобы не возникали конфликты. Представитель церкви священник Виталий Шатохин, с которым работает гимназия, понимает эту тонкую грань. Темы бесед и обсуждений по этому направлению бывают разные. Например, о роли Христа в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова или разговор о поэме Александра Блока «Двенадцать» и многое другое в разных формах. Такое сотрудничество ценно. Всё это важно для духовного обогащения учеников. Ведь вся наша образовательная система направлена на воспитание детей в духе гражданственности.
В. Сапожников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *