Сто рублей убытку?

В начале сентября в городском транспорте заработала безналичная система оплаты проезда и появилась даже транспортная карта — ТОК. Однако хорошо все это выглядит лишь только на бумаге, на деле — до сих пор горожане не могут быть уверены, что без проблем проедут в маршрутке, не имея в кармане налички.

Полтора месяца водители не могут справиться с шоком?
Начальник управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина не скрывает, что в ее ведомство граждане с жалобами по этому вопросу звонят регулярно. В Обнинске население молчать не будет. Однако, несмотря на регулярные беседы с перевозчиками, которые, кстати, остались прежние, просто благодаря новым конкурсам за ними закрепили другие маршруты, проблема безналичной оплаты в транспорте остается нерешенной.
— Здесь многое зависит от водителей, — уверена Еремина, — а у них, по всей видимости, шоковое состояние, потому что они привыкли к наличным деньгам.
Причина отказа провоза пассажира за безналичную оплату может быть одна – неработающий терминал-валидатор.
Пассажир имеет право на проезд, готов оплатить, водитель не принимает по какой-то причине – значит соглашается везти пассажира без оплаты проезда.
Банальный человеческий фактор, когда маршрутчики не понимают, как они смогут получить деньги, проведенные через терминал, «лечить» предлагают настойчивостью пассажиров – либо ты принимаешь безналичную оплату, либо везешь меня просто так.
— Система безналичной оплаты – это данность, она все равно в Обнинске будет. Да, тяжело, да, уходит много сил, времени и нервов, но мы ее будем внедрять, — заявляет Анна Валерьевна, — хотя и понимая, что ежесекундно все проблемы не снимешь.
И кстати, результаты есть. Для примера возьмем три маршрута 9, 12, 13.
Немного цифр по операциям безналичной оплаты проезда.

Банковские карты Карта ТОК
Маршрут/период Август Сентябрь Август Сентябрь
Маршрут № 9 256 485 1 6
Маршрут № 12 454 1003 2 34
Маршрут № 13 290 696 1 34

Транспортная карта, как мертвый груз
Как ни странно, больше всего боязнь водителей вызывает именно транспортная карта, об этом говорят и цифры статистики. Поэтому те, кто не пожалели 100 рублей и купили ее для детей, стали заложниками ситуации.
— Ребенок так обрадовался, увидев на маршрутке наклейку, что там можно расплатиться транспортной картой, — рассказывает наш читатель Александр Н., — Он каждый день ездит на спортсекцию, поэтому сразу взял карточку. И вот в маршрутке под номером 13 оплата прошла, а когда он возвращался домой в «двенашке» сыну сказали, что транспортной картой расплатиться нельзя, только банковской.
Стоит ли говорить, что после такого «фиаско» мальчик и слышать не хочет о безналичном расчете, каждый день высчитывая монеты на проезд. А родителям приходится «трястись за каждую копейку», откладывая сыну нужные суммы, в то время как на транспортной карте деньги лежат «мертвым грузом».
По словам руководителя компании «Центр информационной поддержки», выпустившей эти карты, Михаила Катунцева, понимание с предпринимателем, выигравшим право работать на 12 маршруте, найти удалось. Михаил Юрьевич уверен, что перевозчики правильно отреагируют и на эту жалобу граждан. Хотя он честно признается, что рычага давления у него на транспортников нет. В лучшем случае повлиять на них может администрация, зафиксировав нарушения и предупредив о том, что контракт может быть расторгнут.
«Нам очень сильно нужна помощь пассажиров»
Решения об одностороннем расторжении контракта уже получили перевозчики, осуществляющие свою деятельность по 12, 18 и 19 маршрутам. Но в этом случае были зафиксированы сбои в расписании, невыполнении рейсов или нарушение схемы маршрута. По словам Анны Ереминой, то, что водитель не принял оплату картой, сложно доказать, поскольку необходимо фиксировать факты, но если это войдет в систему, то рассматривать будем и этот факт. После предупреждения транспортникам по закону дается 10 дней, чтобы они исправились. И следующая проверка не выявила нарушений, поэтому предприниматели продолжили работу. Но предупреждение все же сыграло свою роль – жалоб от жителей на то, что они вынуждены долго стоять в ожидании маршрутки 18 и 19, теперь практически нет.
С 1 октября за неисполнение федерального закона, предусматривающего фискализацию у транспортников, наступает административная ответственность, поэтому сегодня администрация возлагает большие надежды на помощь налоговых органов во внедрении, в том числе и безналичной системы оплаты проезда, поскольку все операции, и наличные, и безналичные, должны проходить через валидатор. Ну и конечно, большую помощь могут оказать сами горожане.
— Нам очень сильно нужна помощь пассажиров, — обращается к обнинцам Анна Валерьевна. — Не призываю заставлять детей пререкаться с водителями, да и пожилым людям лишний раз волноваться ни к чему, а вот мы, люди среднего возраста, должны не только ругать систему оплаты проезда в постах соцсетей, но и проявлять принципиальность и пользоваться своими правами. Мы с вами — заказчики услуг, поэтому вправе требовать, чтобы они оказывались качественно.
Захотят ли обнинцы трепать нервы — большой вопрос. А вот то, что транспортная карта – сервис, который должен работать, и потребителя не интересует какие проблемы встают на пути тех, кто его предоставляет – факт. Цифры статистики лучше всего говорят, что продукт на сегодняшний день остается невостребованным. А те, кто его приобрели, уже успели пожалеть о потраченных впустую деньгах. Хотя в администрации нас заверили, что все возможные меры для изменения ситуации с безналичной оплатой будут приняты. Однако стабилизировать ее быстро вряд ли удастся.

Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.