СПЕЦИАЛИСТЫ ФИЗИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА С ГОЛОВОЙ ОКУНУТСЯ В ОЧИСТКУ АРКТИКИ!

28 сентября в нашей стране отмечается День работника атомной промышленности. Этот профессиональный праздник для обнинцев многое значит. Ведь именно благодаря созданию Первой в мире АЭС на карте страны много лет назад и появился город Обнинск.
Станция уже давно не эксплуатируется, однако наукоградовские атомщики продолжают решать важные государственные задачи. Недавно на конференции в Мурманске обсуждался ещё один вызов, который стоит перед отраслью, – подъём затопленных опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана.
О том, почему эта тема актуальна сейчас и какие решения предлагаются, «Обнинскому Вестнику» рассказал непосредственный участник дебатов – начальник лаборатории Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ – ФЭИ, входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом») Иван Александрович Савельев.

Экономика как драйвер процесса

– Иван Александрович, расскажите подробнее о конференции: какие стояли задачи, конечные цели?
– В августе этого года Правительство нашей страны утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года. В связи с этим возникла необходимость увеличения интенсивности его использования, экономическую значимость которого сегодня невозможно недооценить.
Очистка Арктики от затонувших опасных объектов, в числе которых – атомные подводные лодки, транспортные суда с радиоактивным оборудованием и другие опасные объекты – одна из задач развития Северного морского пути.
Самой конференции предшествовала большая работа кооперации предприятий Госкорпорации «Росатом» и других ведомств. Наиважнейшая тема – подъём и утилизация двух затопленных атомных подводных лодок (АПЛ). Проработка вопроса ранее выполнялась, но тема развития не получала. Сегодня наступило время, когда такая работа должна быть сделана. Этого требует и политика страны, и политика Госкорпорации «Росатом», направленная на обеспечение экологической безопасности. Все специалисты сходятся во мнении, что с очисткой Арктики медлить нельзя.

Полвека на исходе

– Вы говорите, что «час Х» настал, но почему именно сегодня надо поднимать АПЛ, быть может, есть возможность отложить это до лучших времён?
– Представить сегодня преднамеренное затопление АПЛ с двумя реакторными установками, одна из которых аварийная, невозможно. Одна из подлодок была затоплена за пять лет до Чернобыльской аварии, после которой взгляды на обеспечение ядерной безопасности кардинально поменялись, и мировая практика затопления радиоактивных отходов ушла в прошлое.
Консервация реакторов АПЛ документально была рассчитана на 50 лет. Полувековой срок в 1981 году казался заоблачно надёжным и позволяющим надеяться на решение вопросов безопасности с АПЛ в «далёком» будущем. Оно наступило – обследование К-27 в 2021 году показало, что прочный корпус сохранился и уровень радиационной обстановки вблизи АПЛ не превышает естественного фона. Это подтверждает возможность подъема лодки сегодня, но время не бережет ничего, тем более в морской воде, поэтому проектант корабля Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» настаивает на выполнении работ в кратчайшие сроки. А через 5-7 лет не факт, что это будет возможно. Тогда мы станем заложниками ситуации: поднимать будет опасно, оставлять – тоже опасно.

Архисложную задачу России предстоит решать в одиночку

– Насколько я знаю, в Мурманске стало известно об отказе в одностороннем порядке Еврокомиссии от сотрудничества с Россией в проведении данных работ. Как это скажется на деле?
– Да, Европа не хочет участвовать в этом. Хочу отметить, что ядерное топливо высокого обогащения в России подлежит особому учёту и контролю. Обращение с ним, включая утилизацию, задача исключительно нашей страны и нашего интереса. А знаний и финансирования, необходимых для очистки Арктики, создания безопасной и экологически чистой территории для наших будущих поколений, на обустройство Северного морского пути и превращение его в мировой транспортный коридор, у нас достаточно.
— В каждой работе существуют «подводные камни», какие трудности могут возникнуть при выполнении этой уникальной и в то же время достаточно сложной задачи?
– АПЛ сейчас относится к неизвестной размножающей системе, с неизвестными характеристиками, работу персонала с ней в непосредственной близости необходимо выполнять только в случае достоверного непрерывного контроля безопасного ядерно-физического состояния подлодки. В противном случае обращение должно проходить в дистанционном «безлюдном» режиме. И здесь уже надо прорабатывать технические задачи по каналам контроля, концепции и последовательности отдельных технологических операций, вырабатывать организационные меры обеспечения безопасности.
Именно в этом направлении возникают «преграды». Так как такие работы будут проводиться впервые, на них отсутствует нормативная документация.
На сегодняшний день в ГНЦ РФ – ФЭИ сделали необходимые расчеты, дающие понимание возникновения опасных сценариев развития, и специалисты сделают всё необходимое, чтобы предотвратить их.

Безопасность превыше всего

– Обнинские специалисты Физико-энергетического института участвуют во множестве важнейших проектов. Какова роль института в этом вопросе?
– Задачи подобного характера, в том числе работы по обращению с неизвестными размножающими системами, решаются – компетенций в контуре Госкорпорации «Росатом» для этого достаточно. И ГНЦ РФ – ФЭИ в таких работах принимает непосредственное участие. Мы создаём системы и методы контроля подкритического состояния различных ядерных установок и систем с неизвестным уровнем подкритичности, обосновываем ядерную и радиационную безопасность выполняемых работ, осуществляем контроль обеспечения ядерной радиационной безопасности.
В 2021 году мы оценили масштабы возможных самоподдерживающейся цепной реакции деления и радиационных последствий для одной из АПЛ и определили ключевые принципы и критерии обеспечения безопасности. С учётом этих наработок ГНЦ РФ – ФЭИ был выпущен новый нормативный документ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при обращении с АПЛ (утвержден Госкорпорацией «Росатом). Он определяет состав участников, порядок и объем работ, разделяет их функции, права и ответственность, задаёт принципы и критерии безопасности, номенклатуру и содержание проектной документации, требования к отчёту по обоснованию безопасности, к комплексу систем, технике, оборудованию и многое другое.
В этом году ГНЦ РФ – ФЭИ выпускает предпроектный отчёт по обоснованию безопасности обращения с одной из АПЛ и проводит экспертизу с выдачей заключения на такой же документ по второй подлодке, разработанный АО «НИКИЭТ».
В ближайшие годы в рамках реализации I этапа реабилитации Арктической зоны предполагается привлечение специалистов нашего института к разработке концепции судоподъёма и утилизации подлодок, разработке комплекта проектной, нормативной, технической, организационно-распорядительной документации, выполнению расчётных работ, обоснованию, обеспечению и контролю ядерной и радиационной безопасности. Рассматриваются различные сценарии кооперации предприятий и их ролей, где ГНЦ РФ – ФЭИ может осуществлять научное руководство. В любом случае, в стороне наш институт не останется, и интересных и важных задач у специалистов будет много.

Беседовал наш корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.