11 марта на заводе Volvo Group в Калуге состоялась итоговая пресс-конференция ЗАО «Вольво Восток».
В качестве докладчиков выступили генеральный директор Volvo Trucks в России Ларс Корнелиуссон, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России Карл Слотте, генеральный директор Volvo Penta в России Всеволод Гаврилов, финансовый директор ООО «ВФС Восток» Жан-Эммануэль Афота. С приветственным словом к представителям СМИ обратилась также директор завода Volvo Group в Калуге Марита Финдеруп. Несмотря на очень тяжелый 2009 год, сопровождавшийся резким падением спроса, Volvo Trucks удалось 12-й год подряд удержать за собой лидерство на российском рынке по количеству проданных новых и подержанных грузовых автомобилей Volvo в сегменте иностранных брендов. По итогам 2009 года продажи Volvo Trucks в России составили 1182 новых грузовых автомобиля (5802 ед. в 2008 году, — 79,8%).
Кстати сказать, Volvo имеет давний производственный опыт в России. Еще в 2003 году был открыт завод «ВТС-Зеленоград» по производству грузовых автомобилей Volvo по технологии машинокомплектной сборки. Всего за период работы завода было произведено около 2000 единиц техники. В 2005 году Volvo FM зеленоградской сборки получил титул «Грузовик года в России». Однако в силу нехватки производственных площадей было принято решение о строительстве более мощного завода в Калуге
Завод Volvo Group в Калуге, запущенный в январе 2009 года, стал первым иностранным полномасштабным производством грузовых автомобилей в России с начальной проектной мощностью в 15 000 единиц техники в год (10 000 Volvo Trucks и 5 000 — Renault Trucks). Инвестиции в проект превысили 100 млн. евро. Уже в мае 2009 года завод перешел на полномасштабную сборку грузовых автомобилей Volvo. На сегодняшний день завод Volvo Group в Калуге является самым современным предприятием в системе заводов Volvo Trucks в мире. За год на нем было произведено 259 грузовых автомобилей.
«С начала 2010 года Volvo Trucks переориентировала подавляющую часть своих производственных заказов на завод Volvo Group в Калуге», — сказал Ларс Корнелиуссон. Открывая завод в Калуге в январе 2009 года, он озвучил планы компании в отношении производства грузовых автомобилей. И эти планы удалось реализовать, несмотря на мировые финансовые трудности. Volvo Trucks ни на день не останавливала производственный конвейер, за исключением традиционного времени летних каникул. В мае Минпромторг РФ присвоил калужской продукции Volvo статус отечественной и внес в список поставщиков для участия в региональных тендерах и госпрограммах по закупкам автомобильной и коммунальной техники с привлечением субсидий.
Выступая на итоговой пресс-конференции, генеральный директор Volvo Trucks в России Ларс Корнелиуссон неоднократно положительно высказывался как в адрес Калужской области, называя ее благодатным и удобным местом для производства, так и в адрес губернатора Калужской области А.Д. Артамонова, отметив его всяческое содействие и помощь в решении всех, даже самых непростых вопросов.
2009 год стал удачным для компании Volvo Construction Equipment. Компания приняла решение о стандартном оснащении отдельных линеек техники электронным блоком CareTrack», — сказал генеральный директор Volvo Construction Equipment в России Карл Слоте. Так, с августа 2008 эта опция устанавливается с завода на все погрузчики серий F и сочлененные самосвалы серии Е, а в текущем году комплектация встроенным блоком CareTrack с завода стала возможной и для экскаваторов, грейдеров, и даже под использование базовой версии для экскаваторов-погрузчиков. Трубоукладчик Volvo 4608 получил награду в номинации «Новые технологии» за «значительный вклад в развитие инновационных методов строительства трубопроводов в условиях отсутствия дорог», учрежденной нефтяной компанией BP. Была проделана большая работа по развитию сети агентов по продажам Volvo CE в ЦФО.
После пресс-конференции для журналистов была организована экскурсия по производству тягачей Volvo. Прежде всего, поразила чистота цеха, а также высокая организация производства. Тем более что сборка из комплектующих происходит практически с нулевого цикла – на завод собранными поставляются из Швеции только двигатели вместе с трансмиссией, остальное собирается на месте. Разумеется, кабины тоже завозятся из Швеции целиком: завод в Калуге исключает сварочные и покрасочные работы.
Благодаря высокой степени автоматизации, временной промежуток между заказом и готовым продуктом составляет 2 дня! Одной из уникальных особенностей завода является то, что все гидравлические и пневматические линии проходят под крышей, а не по полу, как это повсеместно принято. Это, казалось бы, незначительное новшество существенно ускоряет процессы сборки и обеспечивает повышенную безопасность: вероятность споткнуться о кабель или трубу сведена к нулю.
Во время пресс-конференции не раз упоминались трудности, с которыми столкнулся завод в 2009 году в связи с кризисом. Но они никак не отразились на персонале! Во время спада производства рабочие ежедневно приходили на завод и… нет, не курили и играли в домино, а проходили курсы повышения квалификации здесь же, на заводе. И зарплату при этом получали в полном объеме. Правда, на вопрос о средней зарплате работников никто ответа не дал. Но факт остается фактом: забота о персонале здесь осуществляется не на словах, а на деле. Каждый нанятый работник перед тем, как приступить к работе, проходит обучение на заводе. Сложилось впечатление, что персонал не только получает квалификацию европейского уровня, но и перенимает менталитет, культуру производства. Если учесть, что шведские руководители обещают вдвое увеличить число рабочих мест на заводе, то калужанам явно есть куда стремиться попасть на работу.
В. Колотилин