Школа и город – одногодки

В этом году юбиляр не только сам Обнинск, но и Школа искусств №1. Ей тоже исполняется 60 лет.
Прошлое

Четыре адреса
Летом 1956 года посёлок, где жили и работали атомщики, получил официальный статус города и название – Обнинск. А уже 1 сентября этого же года обнинская музыкальная школа распахнула свои двери для первых учеников. Сначала она располагалась в деревянном доме посёлка Мирный, где сейчас «Дубравушка», потом — в Доме культуры ФЭИ, далее переехала в здание, где сейчас базируется «Лингвоцентр», и только в 1967 году для музыкальной школы было построено отдельное здание на бульваре Дружбы, который сейчас носит название ул. Маршала Жукова. Школа развивалась очень быстро. И к её 20-летию в структуре были заложены все отделения, которые существуют по сей день.
Первые ученики и первые проблемы
Из первых учеников – Сергей Павлюткин, Оля Милосердова, Люся Фролова. Потом, через много лет, Ольга станет преподавателем обнинской школы искусств №2, Сергей Павлюткин до сих пор учит ребят играть на баяне в Школе искусств №1, а Людмила Фролова много лет руководила общеобразовательной школой №12. Но тогда это были маленькие дети, которые с трудом справлялись с инструментами. Кстати, Людмила Фролова играла на скрипке, и хранит её на память до сих пор.
В первые годы работы, когда школа располагалась на территории современной «Дубравушки», здесь было всего четыре преподавателя. Сергей Павлюткин вспоминает, что в детстве он с другими ребятами ходил в музыкальную школу через овраг, а подвесного моста ещё не было. И когда школа переехала в ДК ФЭИ, все очень обрадовались – теперь добираться до неё было гораздо проще.
Но появились другие проблемы. Желающих заниматься музыкой становилось всё больше и больше. Где брать инструменты, педагогов? Перед директором встали трудные задачи по формированию коллектива и оснащению школы всем необходимым. Тогда разработали систему, по которой молодой педагог, готовый работать в школе, автоматически обеспечивался жильём: комнатой в коммунальной квартире или общежитием. Проблема кадров тут же исчезла. Сегодняшний директор музыкальной школы №1 Наталья Полякова, которой с трудом удаётся удерживать молодых специалистов из-за низких зарплат, говорит: «Если бы мы могли сейчас предложить нашим педагогам решение жилищных проблем, всё было бы гораздо проще. Сейчас материальный уровень педагога сильно опустился. Эта профессия не кормит. Поэтому за последние 10-15 лет музыкальные работники не очень охотно идут по преподавательскому пути. Коллективы музыкальных школ стареют, и неизвестно, что будет дальше».
Престиж в нотах и буквах
Преподаватель музыкальной школы №1 Лилия Еремеева тоже с восторгом вспоминает атмосферу и обстановку 60-х: «В городе работали молодые физики, которые очень тянулись к культуре. Почти все девочки из семей атомщиков обучались музыке. Это было престижно. Культура в то время была в тренде. Но всё меняется. Вот пример. Сейчас в Старом городе на свалке очень часто лежат целые стопки книг. Можно ли было представить такое в 60-70-х годах? Ни за что. Книга была ценностью, лучшим подарком, желанным приобретением. Книгами гордились, их коллекционировали, добывали редкие экземпляры. А теперь биография Толстого и произведения Диккенса лежат в куче мусора».
Казалось бы, при чём здесь чтение? По словам Лилии Еремеевой, чтение – это база для музыкального образования: «В детстве мой педагог, который принимал у меня экзамен, не стал мне делать замечаний по исполнению, а спросил, что я читала из прозы Пушкина. Это очень важно. Человек не просто учится играть на инструменте или рисовать картину, или танцевать. Через искусство он постигает жизнь духа. Книги – первые наши проводники на этом пути. Сначала мы учимся читать книги, потом – ноты. Нотная грамота – высший пилотаж. Она сложнее и требует большего напряжения интеллекта. А потому можно считать, что литература готовит нас к «чтению» музыки».
Настоящее
Не до Баха
Все педагоги музыкальной школы №1 отмечают тот факт, что дети стали с большим трудом осваивать нотную грамоту и музыкальные инструменты. Почему? По наблюдениям преподавателей, проблема в том, что современные мальчики и девочки, с одной стороны, перегружены в общеобразовательных школах и кружках, а с другой – имеют свободный доступ к огромному количеству развлечений. Им просто некогда погружаться в музыку. Занятия с инструментом требуют неторопливости, созерцательности, осмысления. А когда? Школа-уроки-бассейн-английский-спать. Когда здесь погружаться в музыкальные и литературные произведения?
Работа души – на две ставки
Музыкальное образование предполагает очень тесный контакт педагога и ученика, потому что, как правило, это индивидуальные занятия. Здесь важны личные взаимоотношения, совпадения эмоциональных состояний, взаимная заинтересованность. Некоторые педагоги становятся настолько близки с учениками, что даже после школы продолжают поддерживать тесный контакт. По мнению Лилии Еремеевой, педагог музыки не только развивает музыкальные способности ученика, но и формирует его личность. Это сложная и долгая работа. И её очень трудно выполнять на 100%, работая на две ставки. А в такие условия поставлены почти все. Во-первых, нет новых кадров, и на «старожилов» ложится двойная нагрузка, а, во-вторых, одна ставка не обеспечивает достойного существования.
«Самая большая проблема в том, что нашу деятельность общество недооценивает, — говорит директор Школы искусств №1 Наталья Полякова. – Люди не понимают, что музыкальное или художественное образование очень важно, необходимо, ценно. В советское время музыкальную школу посещали 25% детей. Сейчас – намного меньше. Это очень печальный факт. Понятно, что в обществе большинство настроено на добычу денег. Но что будет, когда люди обзаведутся домами, машинами, землями? Им некуда будет повести своих детей. И ещё жаль, что учителя в общеобразовательных школах не придают значения нашим занятиям. Им кажется, что не пустить ребёнка на урок в музыкальную школу из-за классного часа или олимпиады – это нормально. Мы постоянно чувствуем сопротивление со стороны общего образования, а хочется поддержки и сотрудничества».

Музыка как фитнес или как поступок?
Поговорив с Лилией Еремеевой и Натальей Поляковой, мы выяснили ещё одну интересную тенденцию современности. Некоторые родители водят детей в музыкальную школу, как в тренажёрный или спортивный зал, потому что, «когда нажимаешь пальцами на клавиши, развивается мозг». «Безусловно, музыкальные занятия способствуют интеллектуальному развитию, — говорит Наталья Полякова. – Но прежде всего мы работаем с душой. Музыкальная школа учит быть самоотверженным, учит способности тратить себя на дело, работать над поставленной целью, развивать самого себя. Нас так воспитывали, и мы будем так воспитывать».
Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.