Шахматы для детей: просто игра или польза?

В Калужской области, как и во многих регионах нашей страны, обучение игре в шахматы введено в систему образования.
С первых дней знакомства с шахматами дети учатся логически мыслить и рассуждать. Это известно давно и принято, как аксиома, но здесь возникает вопрос: как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению? Во время урока тренер рассказывает детям правила игры, дети усваивают их. А во время практики ребенку приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим? Не сразу ребенку удается сделать правильный, логический выбор. Но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает. Если бы вы знали, сколько радостей приносят тренеру правильные выводы его подопечного. И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения.
Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Еще известный русский педагог В.А.Сухомлинский писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры». Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место.
В настоящее время родители и все те, кто занимается воспитанием и обучением детей, имеют возможность познакомиться с тем, какой размах приобрел процесс обучения детей игре в шахматы во многих странах мира после того, как общество осознало неоценимую значимость влияния шахмат на развитие детей. Исследования ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале «Wechsiler».
За свою многовековую историю шахматы подвергались многочисленным попыткам ревизии и критики. Предрекалась «ничейная смерть» шахмат. В доказательство приводились статистические данные результатов крупных международных шахматных турниров, где ничейный результат достигал до 80 и более процентов, что снижает популярность и зрелищность шахматных соревнований. Действительно, простому любителю шахмат неинтересно наблюдать за игрой, в которой разыгрывается та или другая дебютная позиция, часто приводящая к «ничейному» результату.
В классических шахматах разработано множество теоретических дебютов (начало партии), обучение которых приводит к шаблонному, бездумному ведению начала партии, пока игрок не «споткнётся» о заготовленную противником ловушку. Сейчас соревнования ведущих гроссмейстеров и мастеров начинаются ещё задолго до открытия турнира, с подготовки дебютного репертуара и с использованием вычислительных компьютерных программ. В настоящее время современная ЭВМ значительно превосходит возможности даже достаточно подготовленного шахматиста. Всё это широко используется в современных так называемых «классических» шахматах.
Обучая школьников на уроках в школе, мы не ставим задачу готовить из них чемпионов мира. Для этой цели имеются многочисленные кружки и клубы, где с учениками, подающими особые надежды, занимаются подготовленные шахматные мастера. Задача же учителей в школе — привить интерес к шахматной игре и усвоить ими то, что могут дать эти познания и навыки в их последующей жизни. Школа ищет варианты такого обучения своих питомцев, чтобы они могли использовать свои возможности лучше усваивать матерал, излагаемый учителем.
Чтобы уйти от негативного влияния, свойственного «классическим» шахматам с использованием различных дебютов (испанская, итальянская и другие начала партий), можно использовать так называемый вариант «шахматы с переменной расстановкой фигур». В этом варианте пешки стоят, как и в «классических» шахматах. А с фигурами происходит следующая процедура: белые ставят одну из своих фигур на любое место своей (1-й) горизонтали. Чёрные такую же фигуру на своей горизонтали (8-й) ставят симметрично поставленной белой (напротив). После этого они же, чёрные, свою любую фигуру ставят на любое, выбранное игроком, место. Белые отвечают тем же. Последующая расстановка фигур происходит по этому правилу. Таким образом, начальная произвольная расстановка фигур на доске исключает использование разработанных классических дебютов, в том числе и использование ЭВМ сегодняшнего поколения. Все правила ходов пешек и фигур в таком варианте игры остаются теми же, что и в «классических» шахматах. В этом варианте шахматной партии начинающий игрок приучается анализировать свои ходы изначально.
Вариант «Шахматы с переменной расстановкой фигур» разработан мной достаточно полно. В следующем году предполагаю издать книгу-учебник, которую можно будет использовать, как учебное пособие, с начинающими шахматистами.

Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
кандидат в мастера спорта по шахматам А.П. Панько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *