Разумный патриотизм

23 февраля в стране широко будут отмечать столетие армии и флота. Для одних этот праздник – просто дополнительный выходной, для других он полон смысла и содержания. К последним относится директор обнинской школы №4 Владимир Светлаков, прослуживший в Военно-Морском Флоте три десятка лет. Мы побеседовали с ним о том, нужно ли в школах заниматься патриотическим воспитанием, зачем дети поют гимн перед уроками и как кодекс офицера может помочь хулигану.

Корр.: Как Вы лично относитесь к празднованию столетия армии и флота?
Светлаков: Для меня это важный праздник. Я рад, что мы снова отмечаем его 23 февраля. Это оправданная дата. В 1996 году президент России Борис Ельцин в пылу борьбы со всем советским попытался изменить традицию и 7 мая издал указ о создании российской армии. Я тогда служил в Вооружённых силах, и мы были очень удивлены новым порядком. 23 февраля перестало считаться праздником, не нужно было поднимать флаги, делать торжественное построение, проводить собрание. Празднование переносилось на 7 мая. В течение нескольких лет так и было. Но в конце концов всё вернулось на круги своя. Во многом благодаря президенту Владимиру Путину. И сама жизнь внесла коррективы. Какой бы ни был политический строй, как бы ни называлась наша страна, нельзя перечёркивать историю армии и начинать отсчёт с нуля.

Корр.: Что такое, по-Вашему, патриотическое воспитание?
Светлаков: Это очень многогранный, сложный процесс, складывающийся из тысячи мелочей. В школе мы рассказываем детях о героях и важных исторических событиях, даем ребятам возможность съездить на места боевой славы, работаем с ветеранскими организациями, создаём экспонаты и стенды для военно-исторического музея… Конечная цель – привить любовь к Родине. А высшая степень патриотизма – это готовность к самопожертвованию ради своей Отчизны. Разумеется, в школе мы к этому не готовим, не наша задача. В рамках школьного воспитания достаточно качественно преподать историю и обществознание и объяснить детям, почему наша страна заслуживает уважения и любви.

Корр.: Но ведь наша страна далеко не идеальна. И не всё в ней заслуживает уважения и любви…
Светлаков: Конечно. В нашей стране много несправедливости. Разве справедливо, что годовая зарплата учителя равна месячному заработку депутата Госдумы? И об этом мы тоже говорим с детьми на уроках истории и обществознания. Они должны критически мыслить и уметь анализировать факты, с которыми встречаются в жизни.

Корр.: А разве справедливо тратить огромную часть бюджета страны на вооружение, когда социальная сфера в плачевном состоянии?
Светлаков: Если страна не будет хорошо вооружена, она обязательно будет завоевана. Нам нужно вооружаться, чтобы избежать войны. Как ни парадоксально это звучит. Безопасность страны должна быть приоритетом. И нынешний президент много сделал в этом направлении. Что касается социальной сферы, на неё хватало бы денег, если бы ресурсы страны действительно принадлежали стране, а не частным корпорациям.

Корр.: Школа №4 – единственная в Обнинске, где ежедневно перед уроками дети поют российский гимн. Вы давно ввели эту традицию?
Светлаков: Шесть лет назад. За это время и дети, и учителя, и родители привыкли к гимну и уже не удивляются, что учебный день начинается именно так. В нашей школе звонок звенит не в 8.30, как в большинстве школ, а в 8.29. После звонка включается гимн. Дети, которые уже находятся в классах, встают и поют его. Те, кто опаздывают на уроки, должны остановиться и только после окончания гимна бежать дальше.

Корр.: Никто не возражает?
Светлаков: Нет. Для наших учеников это повседневность, обыденность. Они не видят в гимне ничего из ряда вон выходящего. Возможно, секрет в том, что в целом вся школа имеет военно-патриотическую направленность. И поэтому подобные традиции органично приживаются. Ведь и другие школы Калужской области предпринимали попытки ввести гимн, но как-то не получилось пока.

Корр.: Далеко не в каждой школе есть военно-исторический музей. У вас есть. Как он создавался?
Светлаков: Наш музей сначала был посвящён только одному человеку – адмиралу Осипенко, который был командиром первой атомной подводной лодки СССР. Его супруга передала в музей много личных вещей Леонида Гавриловича: часы, погоны, кортик, фотоаппарат «Зоркий» и так далее. Также здесь можно увидеть аппаратуру с первой атомной подводной лодки К-3, которой командовал Осипенко, и узнать интересную информацию об истории флота. Впоследствии музей расширил свою тематику. Теперь здесь хранятся экспонаты с мест боёв в годы Великой Отечественной войны на Ильинских рубежах. На экскурсию в наш музей приходят ребята из всех городских школ.
Кстати, в музее на стене висит Кодекс чести русского офицера. Если ко мне приводят школьника, который что-нибудь натворил, мы всегда с ним идём читать этот кодекс. Что интересно, все почему-то запоминают последний пункт «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!» Но и другие пункты, надеюсь, тоже помогают детям разобраться в себе и в жизни.

Екатерина Задохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *