ПУТЬ ВЗРОСЛЕНИЯ

Что мы знаем о детях, подростках, нынешних школьниках? Всё больше и больше они становятся для нас некими инопланетянами. Растёт дистанция, но интерес не пропадает. Именно поэтому смотрим и пересматриваем такие прекрасные фильмы, как «Доживём до понедельника» (уже классика!) и «Географ глобус пропил» (будет классикой). Море иллюзий и в произведении Ирины Богатырёвой «Формула свободы» (Дружба народов, 2017, №6).
«Они чувствовали кожей – это лето будет у них последним, и жили так, чтобы оно запомнилось навсегда». Они – компания из 116. Последний школьный год. Поиск идей и людей, за которыми хочется следовать безоглядно, и жизнь в этот огонь души подбрасывает дровишек. Из чего же она складывается, формула свободы? Из главного! – отвечает нам лауреат студенческого «Букера» — 2016, Ирина Богатырёва. Её роман взросления интересен не только ровесникам литературных выпускников школ, но и поколениям их родителей, бабушек и дедушек, учителей, соседей… Получается, что всем, когда-то учившимся в школе. А что мы знаем о ней самой, нашей писательнице? Родилась в Казани, выросла в Ульяновске, окончила Литературный институт имени Горького. Автор пяти книг прозы, литературного перевода сборника алтайских сказок и публикаций в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов» и др. Финалист и лауреат многих литературных премий, в том числе по литературе для подростков. А ещё она играет на варгане в дуэте «Ольхонские ворота». Тонкая натура, одарённая! Живёт в Москве.
Другого автора вы, возможно, знаете по «Российской газете», в которой он ведёт свою душевную страничку. И всё же напомню. Шеваров Дмитрий Геннадьевич – прозаик, великолепно чувствующий и понимающий поэзию. Он родился в 1962 году в Барнауле. Закончил журфак Уральского университета в Свердловске. Автор нескольких книг художественной прозы, очерков и эссеистики. Лауреат ряда литературных премий. Живёт в Подмосковье. Последние его журнальные публикации в «Дружбе народов» это повести «Петрофит» и «Приключения книжного мальчика». Но я хочу остановить ваше внимание на ином произведении — на страничках из дневника Дмитрия Шеварова «Тень проходящего Петра» (Дружба народов, 2017, №1). Что же в них столь привлекательного? Казалось бы, ничего особенного, однако… Грусть по истекающему времени и радость жизни: воспоминания о детстве, первая любовь, бабушкины оладушки, письма философа Владимира Соловьёва, весенний вечер в храме, тепловозные гудки, Вологда и Плёс, облака, осенняя песня скворца на Савёловском вокзале, маленький сосед по купе, спросивший про снег, что это такое. «Это снег». – «Зачем?» — «Не знаю», — ответил автор честно… Смотреть на мир удивлённо, широко открытыми глазами, возвращая детскую доверчивость – помогает это произведение.
Автобиографические мотивы детства у многих авторов играют огромную роль, а порой служат подкладкой для современности с использованием приёма отстранённости. Конечно, точку зрения ребёнка не всегда удаётся сохранить. Что ж, нарушение границ – это тоже приём. Иногда попадаются тексты, которые невозможно трактовать однозначно. Если удаётся увеличить число возможных интерпретаций, а такое тоже случается, то это даёт повод для обсуждения, разговора о прочитанном, диспута. Что может быть интереснее, чем объединиться посредством чтения? Время другое? Для читающих оно- всегда подходящее. Иначе недолго и разучиться говорить…Хочу привести строчки костромского поэта Владимира Иванова из журнала «Арион» (2017, №2):
Бедный мальчик, тебя я люблю.
И когда-нибудь усыновлю.
Разгадаемся и раздвоимся –
Ты останешься маленьким принцем,
Я – в финансовый вуз поступлю…
Жизнь не стоит на месте и всё время играет смыслами, а это чертовски любопытно.
Но вернёмся к прозе, на этот раз — известного писателя, ректора Литературного института им. Горького, приезжавшего к нам в центральную библиотеку на встречу с молодыми читателями, Алексея Варламова «Товарищ Пушкин» (Фома, 2017, №6).
Сразу предупреждаю, что это – не попытка в тысячный раз рассказать о творческой биографии Александра Сергеевича, не сухой анализ его наследия. Это — мысли и интуиция человека, много лет перечитывающего великого классика. И начинаются они с вопроса, был ли Пушкин счастлив в детстве? Об этом мы знаем не так и много. У него были не слишком хорошие отношения с родителями, братом и сестрой. Сильное влияние на него оказал его дядя Василий Львович. Знаем о воспитании, которое получил маленький Саша: французское и русское. Тут трудно отделить мифологическое от реального, но автор помогает разобраться в различных тонкостях. Хорошо известно, что в Пушкинском мире было много детей и сказок. Сказочное встречается и в его взрослых вещах: «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Медный всадник»… Он словно догадывался о своей миссии, что его начнут читать с детства. Почти все знают, как учился Пушкин в Царскосельском лицее, в одном из самых замечательных учебных заведений России. Здесь сформировался важнейший для него культ дружбы, который он сохранил и пронёс через всю жизнь. Автор останавливает наше внимание на ключевых событиях и моментах отрочества поэта, написавшего много лет спустя письмо Чаадаеву со знаменитыми строками: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал». Как бы ни приходилось трудно русскому народу, нас, живущих двести лет спустя после Пушкина, должна вдохновлять эта мысль, ведь с нами наш гений, а значит, всё будет хорошо.
Эльвира Частикова, заведующая читальным залом центральной библиотеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *