Приоритеты меняются – культура не сдается

Накануне Дня работника культуры мы беседуем с Заслуженным работником культуры Российской Федерации, человеком, более 20 лет отдавшим служению культуре, долгие годы курировавшим сферу культуры Обнинска, затем – Белоусова, Любовью Анатольевной Пермяковой.

Любовь Анатольевна, как бы Вы оценили нынешнее состояние культуры в Обнинске?

Два города в Калужской области отличаются высоким уровнем культуры – Калуга и Обнинск. В областной столице есть и профессиональный драматический театр, и краеведческий музей, областная библиотека, филармония. Одним словом, в областном центре представлена, в основном, профессиональная культура, которая, конечно же, совершенно по-другому финансируется из областного бюджета. В Обнинске же культура в большей степени самодеятельная, держится на местных талантах и энтузиастах. Тем удивительнее тот высочайший уровень культуры, который при небольшом финансировании достигнут нашим наукоградом. И, что примечательно, его удалось сохранить во времена перестройки, когда по всей стране разрушалась сфера культуры – закрывались библиотеки, дома культуры. Правда, не обошлось без потерь и у нас – я имею в виду ДК «Строитель». Из очага культуры он превратился сначала в низкопробное развлекательное заведение, а потом и вовсе в магазин. Это тем более досадно, что учреждений культуры, так же, как, например, детских садов, сегодня почти не строят.
Судя по всему, примерно та же участь ждала и городской Дворец культуры. Его нынешний руководитель В.С.Пикалов принял его в плачевном состоянии: чуть ли не половина площадей была занята арендаторами, имеющими к культуре весьма отдаленное отношение, большинство помещений требовали ремонта.
Виталий Сергеевич не только проявил себя как хороший хозяйственник, но и взял под крыло ГДК оставшиеся не у дел уникальные творческие коллективы ДК «Строитель», тем самым сохранив их и дав им возможность развиваться. И сейчас ГДК с полным основанием можно назвать Дворцом – он соответствует этому статусу. В «лихие» 90-е удалось сохранить и остальные учреждения культуры – библиотеки, кинотеатр, музей, в котором, несмотря на сложные времена, финансовый кризис, установили экспозицию «История науки города». Мы сохранили библиотеку в Старом городе с ее замечательным фондом – ту, что была ранее библиотекой группкома профсоюза и затем стала муниципальной. Ее фонд комплектовался через Москву, тогда как остальные городские библиотеки через областной центр. Так что сегодня у нее богатейший фонд, есть истинные раритеты – книги 19-го, начала 20-го века. Саму атмосферу, дух, культурные традиции Обнинский хлебокомбинат, рекламное агентство «Чепель, Матвеев и Ко»). города сохранило старейшее учреждение культуры города – ДК ФЭИ. Взять хотя бы Обнинский джаз-клуб, которому вот уже 30 лет. Он входит в четверку лучших клубов России! А с какими великолепными джазовыми музыкантами мы, обнинцы, познакомились благодаря нашему джаз-клубу! Замечательно, что нынешний руководитель Дмитрий Заеленков всячески поддерживает и этот клуб, и все направления деятельности ДК ФЭИ, складывавшиеся десятилетиями.

Любовь Анатольевна, Вы несколько лет проработали в центральной библиотеке города, знаете, что называется, изнутри состояние библиотечного дела. Не изживает ли себя книга как таковая в связи с приходом в нашу жизнь новых информационных технологий, Интернета?

Конечно, современные технологии не могут не влиять на деятельность библиотек. И это нормально. Применение компьютерных технологий позволяет вести библиотечное дело на современном уровне. А вот ожидать заполненные молодежью читальные залы вряд ли стоит. Тем же студентам легче сделать в библиотеке ксерокопию нужного материала, уж не говоря об электронных версиях книг в Интернете, и работать дома. Так что посещаемость наших библиотек из года в год падает. Но я убеждена, что никакой Интернет никогда не заменит живую книгу. Может быть, надо постепенно уходить от традиционных форм работы библиотек, делать акцент на просветительскую работу, на организацию мероприятий – литературных вечеров, встреч с литераторами. И надо отдать должное профессионализму работников наших библиотек, их руководителю, Заслуженному работнику культуры Людмиле Михайловне Гурской, которые организуют множество интереснейших мероприятий.
В библиотеке работает литературное объединение «Сонет», которым руководит Заслуженный работник культуры Эльвира Частикова, человек, приобщивший к культуре и, можно сказать, взрастивший плеяду обнинских литераторов. Недавно наша центральная библиотека провела встречу со столичными писателями-авангардистами. Москвичи были приятно удивлены, что в нашем городе такие литературные вечера востребованы: был полный зал народа. Причем, на такие вечера приходят не только пожилые, но и молодежь.

Видимо, Ваш опыт работы в Белоусово расширил представление о состоянии культуры в Калужской области в целом…

Я три года проработала в социальной сфере города Белоусово. Казалось бы, он всего в трех километрах от Обнинска, но производит впечатление «глубинки» уровень совершенно другой. И если уж мы говорим сегодня о работниках культуры, то, на мой взгляд, их задача – нести культуру в такие глубинки. Кстати, об этом не раз говорил губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, поставивший перед работниками культуры задачу «охватить своей работой каждую деревню и село, сделать так, чтобы самые лучшие достижения культуры, искусства и литературы стали достоянием всех жителей Калужской области». Такая практика существовала в советские времена. Как Вы помните, были и агитбригады с культурной программой, и культурное шефство над рабочими поселками, и множество других форм, с помощью которых культуру, что называется, несли в массы.
Надо сохранять все хорошее, что было достигнуто. И у Обнинска есть такая практика. ГДК часто организует концерты в Мещовске, в духовно-просветительском центре, который возродил отец Георгий, сам тяготеющий к культуре. Для населения Мещовска поначалу такие концерты были в диковинку. «Мы такое видели только по телевидению», говорили они. Постепенно люди приобщаются к высокой культуре, впитывают ее. Хорошо было бы, если бы дома культуры, театры, творческие коллективы брали шефство над глубинкой, ездили с концертами, со спектаклями. И приглашали бы к себе местные творческие коллективы, чтобы те не варились в собственном соку, а стремились к определенному уровню. Такой культурный обмен необходим, чтобы культура развивалась повсеместно, а не была уделом избранных. В связи с этим хочу сказать слова благодарности нашим работникам культуры. Все они с удовольствием приезжали в Белоусово – и Лидия Музалева, и хор «Партес», и Аркадий Арзамасцев, и Валерий Музыка, и Александр Рачковский со своим хореографическим коллективом, и Олег Демидов с театром «Деми», и Сусанна Данилова с ансамблем «Миниатюра», Алексей Гвоздев с «Веселым дилижансом», Татьяна Дорогалина с ансамблем «Гармония», Юлия Носова с артистами студенческого театра, Елена Дерябина с театром «Подснежник» и многие другие. Всегда шли навстречу в организации персональных выставок наши художники Михаил Яковлев, Василий Трушкин и другие. Все они и сами получали удовлетворение, видя восхищение зрителя и слыша слова благодарности.

То есть, вы создали некую модель культурного взаимодействия с глубинкой, которую хорошо бы распространить на всю Калужскую область..

Горжусь этим. Например, на базе белоусовской библиотеки удалось объединить пишущих людей и создать литобъединение всего Жуковского района – «Галактика», работающее совместно с обнинским литобъединением «Сонет». Сложилась дружная атмосфера, совместно мы издали книгу, посвященную памяти Владимира Высоцкого «Горит звезда Высоцкого». В нее вошли произведения авторов из Обнинска и Жуковского района. Экземпляр книги находится в музее Высоцкого в Москве. И по признанию хранителей музея аналогов этой книги в стране нет.

Руководители наших учреждений культуры предоставляют обнинцам прекрасную возможность приобщиться к культуре высокого уровня. Столичные творческие коллективы, российские и даже мировые знаменитости – постоянные гости Обнинска. Не вытеснят ли они наши, местные коллективы? Ведь люди предпочитают «раскрученные» имена.

Конечно, профессиональная культура нужна, так же, как и самодеятельная. Ведь истоки профессиональной культуры в самодеятельной. Из самодеятельной культуры вышла, например, Лидия Михайловна Музалева – высочайший профессионал, признанный во всем мире. Уже четвертый профессиональный коллектив вырастил Алексей Гвоздев, руководитель «Веселого дилижанса». Его коллектив даже номинировался на «Грэмми»! Что же касается предпочтений обнинцев, то свой зритель находится как у профессиональных коллективов, так и у самодеятельных. Кто имеет деньги – идет на Владимира Спивакова, кто не имеет – на муниципальный камерный оркестр под управлением Игоря Иванова. Каждый занимает свою нишу. К тому же, обнинцы, как правило, хотят быть в курсе местных событий в культурной жизни города. Так что самодеятельные коллективы не имеют недостатка в зрителях. Все они востребованы. Взять хотя бы театр Веры Бесковой. Ведь на первые три спектакля премьеры не попасть, несмотря на то, что во Дворце культуры побывали уже почти все ведущие артисты профессиональных театров Москвы.

Сейчас ставится вопрос о введении в школах основ православной культуры. Как Вы к этому относитесь?

Это большой пласт, истоки нашей культуры, которые, конечно же, должен знать любой грамотный человек, даже если он убежденный атеист. Ведь библейские сюжеты и мотивы присутствуют и в литературе, и в архитектуре, и в живописи, и в музыке. Опять же сошлюсь на опыт города Белоусово, где отец Вячеслав получил благословение от Владыки Климента, и наш хор «Партес» приезжает на каждую Троицу, чтобы выступить в храме Преподобной мученицы Елизаветы с духовными песнопениями. Хор «Партес» под руководством Татьяны Булгаковой, кстати, является лауреатом премии за духовность. А вот в Обнинске почему-то с концертом православной музыки в храме никто не выступал ни разу. Почему бы не исполнять духовную музыку в наших обнинских храмах, учитывая их прекрасную акустику? Вот вам и взаимопроникновение православия и культуры, путь к духовности. А «без духовности нам нельзя – история обязывает». Это слова губернатора Анатолия Дмитриевича Артамонова.

Боюсь, что даже накануне праздника не избежать нам обсуждения проблем в сфере культуры – слишком много их накопилось. Большинство из них, конечно, российского уровня. Но какие-то из них, может быть, решаемы и на местном уровне?

Как Вы понимаете, большинство проблем связано с недостаточным финансированием сферы культуры. Скажу лишь о тех вещах, которые, на мой взгляд, надо сделать во имя будущего, ради наших потомков. Во-первых, из-за отсутствия средств фонды нашего музея не пополняются работами наших же обнинских художников. Да, после персональных выставок одна-две работы остаются музею в качестве подарка. Какую-то их часть выкупают музеи Калуги, а Обнинский музей не имеет такой возможности. А ведь картины обнинских художников должны быть достоянием города! Во-вторых, не выделяются деньги на издание книг наших обнинских авторов. Я не призываю издавать графоманов. Но есть имена, которые составляют славу и гордость Обнинска, в частности, Валерий Прокошин, светлая ему память. Еще при его жизни издательство «Геликон-Плюс» безвозмездно издало его книгу. Но многие произведения Валерия Прокошина не изданы до сих пор. А ведь это не только признанный в стране писатель, сейчас в Москве даже ставится вопрос о том, чтобы учредить международную премию его имени. А мы не можем найти 60 тысяч рублей, чтобы выпустить книгу его неизданных произведений! Считаю, что какие-то средства на эти цели все же следует предусматривать в городском бюджете. Должны же мы что-то оставить после себя для будущих поколений. И третье, о чем хотелось бы сказать, это о работе с подростками в плане культурного воспитания. И здесь, на мой взгляд, неплохо было бы возродить … дискотеки. Не те, городские, где старшеклассникам, вообще говоря, не место, а – школьные, где можно было бы пообщаться со сверстниками, потанцевать, выплеснуть энергию. Это могли бы быть какие-то тематические вечера с танцами, с выступлением школьного самодеятельного оркестра. Да, проводить такие мероприятия в школе сложно, хлопотно, на руководителей ложится слишком большая ответственность. Но организовать эту работу можно и нужно, чтобы школьники не шли, что называется, в подворотни. Ведь смогли же поставить на хороший уровень спортивное воспитание в школах. Хотя меня, как работника культуры, такой крен в спорт не радует. Посмотрите, сколько строится стадионов, спортивных комплексов, а учреждений культуры – ни одного. А ведь кроме накачанных мышц у человека еще чтото внутри должно быть в голове, в душе.

Кто придет на смену нынешнему поколению работников культуры? И придет ли?

Молодой смены практически нет. Это и понятно, учитывая уровень зарплаты. Например, библиотекарь, проработав 40 лет, являясь Заслуженным работником культуры, со всеми надбавками получает 10 тыс. рублей, имея одну запись в трудовой книжке. Слава Богу, что такие люди есть. Ведь вся культура у нас фактически держится вот на таких энтузиастах-бессребренниках, служащих культуре преданно и самозабвенно. Это люди особого склада, совершенно иных жизненных ценностей. Можно сказать, что работники культуры – это «штучный товар», который не в состоянии массово выпускать наши ВУЗы. Да и вообще работник культуры – это не специальность, а, если хотите, образ жизни. Помню, в начале 90-х, когда я только начинала работать в сфере культуры, многие обнинцы ушли в бизнес, в торговлю. Были такие и среди работников культуры, хотя немного. Так вот все они вернулись, потому что культура и торговля несовместимы. Другая психология, другие ценности.

То есть, простым повышением зарплаты молодежь в сферу культуры не привлечь?

Думаю, надо привлекать какими-то другими стимулами, как это, кстати, было в советские времена. Какими? – вопрос к государству. Понятно, что самодеятельной культурой не заработаешь, хотя некоторые руководители считают по-другому. По крайней мере, рыночные механизмы здесь неприменимы. Вообще надо понимать, что культура никогда не будет окупаться, это не шоу-бизнес. Она окупается другим – духовным миром нашей молодежи, которая не пойдет в подвалы, не будет лифты жечь. Когда моя дочь поступала в музыкальную школу, конкурс был – 15 человек на место, а сейчас – недобор. И хотелось бы, чтобы родители понимали: спорт – это, конечно, хорошо. Но если ребенок приобщился к музыке, пусть даже и без цели стать в ней профессионалом, он открыл для себя целый мир – прекрасный и удивительный. И в жизни у него будут совсем другие ценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *