Обрабатывать подъезды в период пандемии каждый день – такие требования на управляющие компании возложил Роспотребнадзор и Минстрой России. Протирать нужно не все, а только перила, кнопки лифтов, ручки подъездов, почтовые ящики и пол на первом этаже. Причем такая уборка не является основанием для повышения тарифов для населения. Как справляются с этими обязанностями обнинские управляющие компании и на чем придется экономить из-за возросших затрат на уборку, мы спросили самих коммунальщиков.
Общежития – рассадник заразы
В Обнинске уверяют, что такой неразберихи, как в областном центре в коммунальной сфере наукограда не было, и все управляющие компании стараются выполнять требования эпидемиологов. В муниципальной управляющей компании санитарную обработку помещений начали еще задолго до официального распоряжения. В ведении МУК находятся все городские общежития, которые всегда являлись рассадником заразы просто потому, что количество людей, которые проходят через их двери, огромно. А когда кухня и душевая — одна на коридор, хозяина фактически нет?
— Наверное, при помощи обработки можно реально убить какую-то заразу, — говорит директор МУК «МП «УЖКХ» Сергей Волотовский. – Но тут тоже важно отметить, что ты продезинфицировал, потом кто-то прошел через пять минут: плюнул, дунул и вся работа сведена на нет.
Конечно, ежедневная уборка «съедает» часть бактерий, но надо понимать, что в тех же общежитиях можно проводить дезинфекцию и два раза в день, но уверенности в 100-процентной защищенности все равно не будет. Это скорее психологический момент, чтобы жильцы не волновались.
Бойцы невидимого фронта
А люди все равно переживают, ведь коммунальщиков в противочумных костюмах в подъездах они не наблюдают, да и стойкого постороннего запаха тоже нет. Как объясняет руководитель УК «УЖКХ» Мария Акуличева, ее сотрудники ежедневно дезинфицируют поверхности, однако для индивидуальной защиты используют, как и все граждане, маску и перчатки. По словам Марии Михайловны, специализированные костюмы нужны тем, кто входит в помещение, где жил больной. Ее управляющей компании предлагали обработать несколько подобных квартир, но она отказалась. Здоровье сотрудников дороже.
— У нас каждый день моются первые этажи, протираются перила, а то, что девчонки работают не на показ, пусть люди меньше спят, выходят и смотрят, — говорит Акуличева.
В качестве дезинфекторов коммунальщики используют разные средства как с запахом, так и без. Последние обнинским «управляшкам» выделила администрация.
— То, что дает государство, за каждые 22 копейки будешь отчитываться 150 бумагами, что сейчас и делает мой заместитель, — рассказывает Мария Михайловна.
Две стороны медали
К слову, и хлорсодержащие средства, по словам коммунальщиков, уже не те, что в советское время. Запах не такой стойкий. К тому же с использованием любых дезинфекторов тоже перебарщивать нельзя.
— Не забывайте, сейчас очень много аллергиков. И сегодня управляющая компания из лучших побуждений добавит побольше дезинфицирующих средств, а завтра уже поступят претензии от жителей, страдающих аллергией, — объясняет Волотовский.
Рекомендуется после каждой химической обработки проветривать помещения, но конструктив домов зачастую не позволяет этого сделать, поэтому к дезинфекции нужно подходить осторожно.
Напуганное пандемией население требует предоставить доказательства уборки. Однако сфотографировать тех, кто проводит дезинфекцию, не всегда удается. Ведь в муниципальной управляющей компании нет личной пресс-службы, а у мастеров забот столько, что если они займутся фотофиксацией, об остальных делах им придется забыть.
«Экономить придется на себе»
Понятно, что при возросших затратах, а большая их часть связана даже не с приобретением специальных средств, а с оплатой труда сотрудников, управляющим компаниям придется на чем-то экономить. Мария Акуличева говорит, что пока что приходится экономить на себе, хотя отдает должное ответственности граждан:
— Мы думали в этом месяце по платежам будет полный провал, сами понимаете, все люди дома сидят. Но бог дал, 92 процента мы собрали.
Поэтому и премию сотрудникам выплатили в полном объеме. На будущее Мария Михайловна не загадывает, неизвестно, как будут оплачивать «коммуналку» жители дальше. Но и в период пандемии запланированные работы ведутся.
— У нас строители делают подъезды на Гагарина, 63, кровельщики — кровлю, шовники ремонтируют швы, сварщик заваривает контейнеры. Мы на этом ни копейки не экономим, — заверяет руководитель УК «УЖКХ».
Коронавирус ремонту не помеха?
В муниципальной управляющей компании тоже начали с себя. По словам Сергея Волотовского, еще до начала пандемии было сокращено часть сотрудников, и это не последняя волна сокращений.
— Это непопулярная мера, но по-другому предприятие просто не выживет. Я думаю, что и остальные пойдут на такой шаг для уменьшения своих расходов, — не скрывает Сергей Васильевич. — Жильцы сейчас грамотные, не сделать какой-то вид работы можно, но у нас уже есть жалобы, например, что до 1 июня в одном из дворов УК обещала покрасить детскую площадку.
И аргументы, что в период пандемии выход на эти площадки вообще запрещен, жителей не волнуют. Свою озлобленность люди нередко выплескивают на коммунальщиков, мол, вы экономите на зарплате, а мы без денег дома сидим и платим за ваши услуги. И то, что все это время коммунальщики мыли подъезды, убирали дворы, дезинфицировали территории, в общем, выполняли положенную работу, которая должна быть оплачена, жителей не касается.
Евгения Никитина