НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО И ВОТ ОПЯТЬ

Специалисты ВШЭ разработали для Обнинска новую маршрутную сеть.

Накануне нового года в администрации представители Высшей школы экономики (ВШЭ) обнародовали проект новой транспортной схемы наукограда. Документы выложили в открытый доступ, мол, пусть люди внесут свои предложения.
Вряд ли ради такого дела кто-то захотел бы выходить из-за праздничного стола и отказываться от салатов, но обнинцы это сделали и забрасывают администрацию рацпредложениями. Мы тоже решили «поломать голову» над новыми маршрутами, хотя разобраться в них непросто.

Изменения внедрят не раньше осени

Обновление автобусного парка МП «ОПАТП» ясно дало понять, что транспортные средства закупили не для того, чтобы они простаивали в гараже. Соответственно, сферу общественного транспорта ждут большие перемены, в том числе и саму маршрутную сеть. Ведь кроме появления новых густонаселённых районов, которые должны быть связаны с «большой землёй», есть в Обнинске и ещё одна болевая точка – закольцованность и, соответственно, дублирование маршрутов. А это экономически невыгодно. Местная власть сразу предупредила, что доля автобусов на рынке пассажироперевозок увеличится, но для этого надо повысить рентабельность МП «ОПАТП».
Разработчики новой транспортной схемы не скрывали, что задача у них была, как у богатыря в сказке – из трёх дорог выбрать одну. Можно оставить все, как есть, заменив маршрутки большими автобусами, или ввести незначительные изменения по некоторым маршрутам так, чтобы граждане делали одну пересадку или без неё. Последний вариант подразумевал не только изменение сети, но и несколько пересадок, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б». Разработчики благоразумно выбрали «золотую середину» и представили своё видение транспортной сети, которое позволит сэкономить 120 миллионов рублей. Что и говорить финансовый аргумент весомый.
— Схему нужно оценивать комплексно. Не только один маршрут, а проект изменений в целом, его задача охватить общественным транспортом еще больше жителей нашего быстрорастущего города и при этом учесть экономическую составляющую. Посмотрите, все маршруты. Возможно, Вы увидите для себя и близких значительные улучшения, — обращается к горожанам начальник управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина. – Мы просим жителей свои предложения присылать нам на электронную почту transport@admobninsk.ru или письменно оставлять, чтобы в дальнейшем их было удобней анализировать.
Анна Валерьевна подчёркивает, что обнинцы испугались, что транспортный апгрейд наступит здесь и сейчас. Она заверяет, что в мэрии намерены дать людям время на изучение всех плюсов и минусов маршрутов. После чего эксперты оценят целесообразность предложений и только осенью, возможно, последуют изменения.

Новая транспортная схема основной упор делает на ходьбе пешком?

Что же предлагают специалисты «вышки»? Первое – объединить маршруты №№ 2 и 3 с 17-м и 18-м. Автобусы, курсирующие от АБЗ, отправятся в ИАТЭ, а те, что будут ехать с «Кончаловских гор», проследуют до «Экодолья». Сами разработчики подчёркивают, что прежде чем делать предложения, они побывали в шкуре пассажиров, покатавшись по Обнинску на общественном транспорте. Видимо, экспертам для полноты ощущения надо было прихватить с собой пару тяжелых чемоданов. Тогда бы не было предложений в духе – пустить «двойку» и «тройку», минуя вокзал, с остановкой у гостиницы «Юбилейной». А до железнодорожной артерии граждане смогут и прогуляться.
Кроме того, «двойки» и «тройки» не будут заезжать в ЖК «Олимп». Туда из Старого города поедет автобус под № 7, который проехав через «Заовражье», вернётся по улице Звёздной. Таким образом разработчики убивают сразу двух зайцев – соединяют старые и новые районы (правда, зачем это надо людям, не сказано) и охватывают общественным транспортом улицу Звёздную. Для тех, кто проживает на этой улице, новость отличная, хотя если обратиться к истории, курсирование общественного транспорта здесь никогда не было рентабельным. Да и зачем жители новостроек поедут в «спальный район», когда им надо на улицу Энгельса, где торговые центры, школы и досуговые учреждения, тоже неясно. Или здесь опять люди должны ходить пешком?
Ещё одно ноу-хау — объединение маршрутов 12 и 13 с «четвёркой» и «девяткой». Поскольку разработчики честно признались, что они не знают, как можно запустить общественный транспорт к домам на улице Курчатова, которые находятся напротив ТЦ «Обними», решено было использовать полным ходом улицу Калужскую. Автобусы будут отправляться с Привокзальной площади к ЖК Олимп, дальше ехать по Белкинской, Гагарина и пр. Маркса, сворачивая оттуда на ул. Северная и выезжая по Калужской на Энгельса и Курчатова. То есть тем, кто с 51-го микрорайона решит добраться до Музыкальной школы, опять надо будет бежать? К счастью, хоть пару маршрутов — 14-ый и 15-ый – разработчики решили не трогать. Хотя это не снимает ранее озвученных вопросов.
Маршрут №21 проиграл «восьмёрке». Первый предлагают убрать совсем, а на втором, наоборот, увеличить частоту рейсов. Таким образом, уверены в «вышке», удастся повысить обслуживание общественным транспортом промзоны и домов близ Киевского шоссе. Жители посёлка Обнинское от такого «апгрейда» в шоке. Сейчас 21-ый маршрут – единственная возможность для связи с «большой землёй», ведь пробираться через злополучный туннель или мост над железной дорогой – то ещё удовольствие. Зря, кстати, эксперты на себе это не опробовали. В отличие от 21-го «восьмёрка» свой путь заканчивает на «Дом для Дома». И как, например, ребёнку, посещающему секцию во дворце спорта «Олимп», прикажете туда добираться, опять пешком?

Два раза на одни и те же грабли?

Кстати, предыдущая разработка транспортной схемы для Обнинска происходила в 2018 году. Тогда тоже в наукоград приехали варяги, покатались на общественном транспорте и представили своё видение. Проблемы были те же, что и в этот раз. Основная – «белые пятна» и невозможность доехать из точки «А» в точку «Б». Разработчики, трудившиеся 5 лет назад, предлагали все маршруты начинать с цифры 100, эксперты ВШЭ к цифрам добавили буквы – маршрут №12 должен называться «4А», 13-ый – «4Б», 14-ый и 15-ый – «9Б» и «9А», соответственно. Стоит ли говорить экспертам, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется и ничего, кроме путаницы, это нововведение не принесёт. Хотя почему же ничего? Надо будет таблички переделывать, а это, между прочим, тоже деньги, причем выброшенные на ветер.
Напомним, работа пятилетней давности была оплачена из городской казны, но от греха подальше воплощать идею в жизнь обнинские чиновники не стали. Сегодняшнее ноу-хау тоже обошлось городу в копеечку. Более 7 миллионов рублей получил исполнитель за сомнительный результат. За эти деньги эксперты ВШЭ, в отличие от своих предшественников, даже нормальные слайды по маршрутам сделать не смогли.
— Хоть бы названия улиц напечатали, — посетовал пользователь Алексей Глазков в сообществе наукоградовской администрации ВКонтакте.

Обнинцы переплюнули экспертов

А в ТГ-канале мэрии пользователь V_A_N предложил не изобретать велосипед, а просто растянуть второй и третий маршрут, пустив большие автобусы через вокзал. Причем, конечная точка через раз будет меняться – один автобус едет на АБЗ, второй – в сторону Кончаловских гор. В отличие от экспертов мужчина нашёл возможность пустить общественный транспорт по улице Курчатова. Выезжая со Старого города, «двойка» традиционно едет по проспекту Ленина, заезжает в Заовражье и через улицу Гагарина выезжает на проспект Маркса, где захватывая новые районы, поворачивает к «Экобазару», ТЦ «Обними» и дальше вдоль улицы Курчатова направляется опять в Старый город.
— Если же №2 и №3 пустить не через «Обними» (ввиду частых пробок в часы пик на выезде из города как по Маркса так и Курчатова), то через «Экобазар» и «Обними» сделать маршруты №4 и №9, — пишет V_A_N.
Он предлагает сохранить многие существующие маршруты и сделать чёткое расписание, чтобы люди никуда не опаздывали. А вот покупку маленьких автобусов считает ошибкой, прежде всего, потому что они не удобны для работы в часы-пик.
Другие пользователи уже отметили, что за качественно проделанную работу мэрия должна заплатить горожанину хотя бы тысяч 500, раз в администрации так спокойно отдали экспертам ВШЭ 7 миллионов рублей.
Учитывая, что пассажирам, чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б», в некоторых случаях придётся пересаживаться, появляется закономерный вопрос – за чей счёт банкет? Ответа пока нет, хотя в мэрии не исключают, что новая транспортная схема потянет за собой корректировку схемы оплаты проезда. Но даже если по кошельку обнинцев это не ударит, во сколько обойдутся мытарства мамы с детьми или пенсионеров, которым придётся бегать из автобуса в автобус? Вряд ли они положительно оценят такие улучшения.

Евгения Никитина