МУТНАЯ КОНЦЕССИЯ

Власти уверяют, что стараются для людей, а по документам выходит — что для частной компании

Не секрет, что обнинских ресурсников – МП «Теплоснабжение» и МП «Водоканал» — хотят передать в частные руки на 16 лет. Соответствующие документы – предложение дочерней компании Росатома – АО «РИР» — на сайте torgi.gov.ru были опубликованы в декабре прошлого года. В предыдущем номере несостыковки в обещаниях и том, что написано на бумаге, озвучила член рабочей группы при экспертном совете по вопросам ЖКХ при ФАС РФ Ольга Гиличинская. После чего мы решили ещё раз проштудировать открытую информацию и нашли там много интересных фактов.

Федералы нам не указ

Напомним, концессию в мэрии позиционируют, как единственное благо. Мол, серьезный частный инвестор придёт в город и отремонтирует нам всю «коммуналку». Ну да, попользуется ей 16 лет, да и тарифы придётся поднять, но их и так ежегодно поднимают, зато потом мы будем жить, горя не зная.
Инвестор оказался настолько серьёзным, что даже не удосужился к своей заявке приложить копии учредительных и иных документов, необходимых в таких случаях. То есть нам вновь предлагают поверить на слово? И это грамотные юристы и управленцы?
Кстати, наша администрация ведёт себя ничуть не лучше. То ли в мэрии просто не понимают, что творят, то ли чётко лоббируют интересы «дочки» Росатома. А иначе как можно объяснить следующее? Мы, конечно, город первых и у нас должно быть всё не как у всех, но не до такой же степени. На федеральном уровне для муниципалитетов, желающих войти в такую инвестиционную программу, разработали пример концессионного соглашения. И пятого декабря 2006 года Правительство РФ постановило, что некоторые пункты, не противоречащие законодательству, в разных городах могут быть добавлены в документ, но в основе должно быть примерное концессионное соглашение. В Обнинске на это чихать хотели. Предложение АО «РИР» не то, что не соответствует федеральному документу, а даже больше — ряд норм просто исключён в пользу концессионера.

В срыве сроков строительства концессионер априори не виноват?

Быть может это и имела ввиду сити-менеджер первого наукограда Татьяна Леонова, когда говорила, что мэрии удалось добиться от концессионера особых условий? Как уже обращала внимание на минусы эксперт Ольга Гиличинская, в существующей редакции абсолютно не урегулирован вопрос подключения к сетям. Но это лишь капля в море.
В предложенном федералами примерном концессионном соглашении четко прописаны штрафы и их размер за нарушения сроков реализации инвестиционной программы. В документе же АО «РИР» о сроках речи не идёт, штрафные санкции предусмотрены только на этапе «Эксплуатация» и то по невыполнению финансовых обязательств. То есть, не построит нам частник коллектор, как обещал, а с него и взятки гладки?

Мэрия превратится в свалку отработанной техники и оборудования

Но и это не всё. Касается это лишь Объектов концессионного соглашения. А у нас почему-то к этому относится лишь половина сетей, зданий и оборудования. Вторая половина значится, как иное имущество. Казалось бы, ну и что здесь такого? А то, что согласно законодательству, те же сети и здания делить так нельзя, а во-вторых, по правилам Объекты концессионного соглашения должны вернуться городу в улучшенном виде, а судьба иных должна оговариваться отдельно. В нашем же случае развивать иное имущество АО «РИР» не планирует. То есть, половину сетей частник отремонтирует, а вторую половину оставит как есть? О каком тогда улучшении на выходе может идти речь?
Более того, как только имущество будет ветшать, частник просто отдаст его городу и последний обязан его принять. То есть кто-то попользуется вашей машиной, а как только она сломается, отдаст вам её ремонтировать, так получается? И горожанам, которые будут 16 лет платить по повышенному курсу за коммуналку, после ухода частника опять предложат скинуться на покупку техники и оборудования для ресурсоснабжающих предприятий, объяснив, что это наше имущество и мы должны поддерживать его в работоспособном состоянии, а в бюджете города средств, как всегда, нет?
Само содержание имущества тоже оговорено слабо. Концессионер его обязан поддерживать и если надо производить ремонт, но только в пределах средств, предусмотренных тарифом. То есть всегда можно сказать, что металл нынче дорогой и денег на замену труб не хватило, так получается?


Где деньги, Зин?

Кстати, с финансами тоже мутная картина. Везде говорится, что концессионер принесёт городу на реконструкцию системы ЖКХ 6,8 миллиарда рублей. Если быть честными, меньше половины от этой цифры значится за «частником» — 3,15 миллиарда. Львиная часть от этой суммы — 2,17 миллиарда — приходится на займ, который должен выдать Фонд содействия реформированию ЖКХ. Согласно федерального законодательства, тот, кто выступает с инициативой концессионного соглашения, должен ещё до подписания документов указать источники финансирования. И если займ, как уверяют, «застолбили» за АО «РИР», последнее должно предоставить подтверждающие документы. А их нет. И более того ещё в конце прошлого года на интернет-портале Фонда была опубликована информация, что копилка практически пуста.
И судя по содержанию заявки, наш потенциальный концессионер о последнем знает. Ведь в документах прописано, что если по какой-либо причине Фонд откажет им в финансировании, выдаст его позднее 1 марта 2023 года или оно будет в меньшем объёме, наступят особые обстоятельства. Думаете, они регламентируют, что концессионер вложит свои деньги? Как бы не так! Конечно, он может взять кредит, и это прописано в документах, но не обязан этого делать. В соглашение могут быть внесены изменения, предусматривающие компенсацию увеличенных затрат концессионеру, или соглашение и вовсе будет расторгнуто.
Учитывая сколько лет власти «вливали в уши» горожан, что это панацея от всех бед, вряд ли последний вариант развития событий возможен. А вот компенсация затрат концессионеру вполне реальный вариант и платить за эту «лапшу» придётся обнинцам, тариф у которых за «коммуналку» взлетит до небес.

Евгения Никитина