Контракт с рисовальщиком

Художник из Обнинска Александр Уткин создал оригинальные иллюстрации для фильма «Щелкунчик и Крысиный Король» режиссера Андрея Кончаловского.
«Щелкунчик» в исполнении Андрея Кончаловского — это не просто фильм, это многомиллионный проект, в титрах которого значатся культовые имена. Поэтому нет ничего странного в том, что практически одновременно с премьерным прокатом фильма в свет вышла роскошная книга с картинками и одноименным названием. Однако текст в книге принадлежал вовсе не Эрнсту Теодору Амадею Гофману, а Мариэтте Омаровне Чудаковой, известной юным читателям по циклу детективов «Дела и ужасы Жени Осинкиной», а читателям постарше — по монографиям, посвященным творчеству Михаила Булгакова. Проиллюстрировал же книгу молодой художник из Обнинска, выпускник местной Школы Изобразительных Искусств (ШИИ) Александр Уткин.
Спрашивается, каким образом этот молодой художник-иллюстратор из Обнинска Александр Уткин попал в столь почтенную компанию? Ответ прост: его работы заметили и оценили.
«Продюсеры Андрея Кончаловского обратились к арт-агентству, с которым я плотно сотрудничаю, с просьбой найти им иллюстратора для проекта «Щелкунчик», и когда они посмотрели мои работы, то решили, что именно я подхожу им более остальных», — без ложной скромности рассказывает художник.

Между тем, по словам Александра Уткина, он никогда не взялся бы за эту работу, если бы ему не понравился сам фильм «Щелкунчик» — в первую очередь его визуальный ряд и саундтрек, написанный композитором Эдуардом Артемьевым, а не литературная основа. Тем более что смотрел фильм художник на английском языке, в русскоязычной версии персонаж Гофмана-Кончаловского-Чудаковой не стол впечатляющ и во многом «благодаря» не слишком удачному подбору артистов, занимавшихся озвучиванием. Так, к примеру, бурлескный и харизматичный американец Джон Туртурро, играющий Крысиного Короля, по-русски говорит голосом… Филиппа Бедросовича Киркорова. Комментарии, как говорится, излишни.
Однако фильм Александру Уткину понравился и вдохновил его на создание 66 иллюстраций для альбомного формата книжки в роскошном тканевом переплете, инкрустированном деревянными вставками, и с широкими полями.

Работа над «Щелкунчиком» — это не первый успех обнинского иллюстратора: ценители книжной графики и продвинутые меломаны знают его по собраниям сочинений Федора Достоевского и Жюля Верна, а также многим музыкальным проектам, для коих Александр Уткин разрабатывал персональную эстетику. Самый известный из них — фирменный стиль, созданный им для арт-рок-группы Сергея Калугина «Оргия праведников».

Вот как охарактеризовал своего знаменитого ученика директор ШИИ, художник и педагог Владимир Денисов: «Мне очень понравился его «Щелкунчик». Мне кажется, что у Уткина он получился более образный, нежели в фильме Кончаловского. Каким он был учеником? Саша отнюдь не был разгильдяем, как это нередко случается с одаренными талантливыми людьми (улыбается). Напротив, он был очень прилежным, сосредоточенным и целеустремленным. И эти качества очень помогли ему во время дальнейшего обучения в Московском Государственном Университете Печати. Помогли не в смысле постижения азов, основ и секретов мастерства, а в том смысле, что он смог и сумел увидеть мир как бы вверх ногами, наоборот, иначе. Он смог переделать себя, оставшись, тем не менее, самим собой. В результате сейчас он по праву стал лидером книжной графики в России. Некоторые его художественные решения просто восхищают! Возьмите хотя бы собрание сочинений Федора Достоевского, которое он оформил для издательства «Терра» — это же работа уровня короля метафоры Рене Магритта!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.