Как привить детям любовь к чтению?

Ирина Рябова, учитель начальных классов лицея «Держава», доказывает на практике тезис английских детских писателей: чтение — это привычка, которой не учат, а которой заражаются.

Сегодня нередко приходится слышать: когда­-то Россия была самой читающей страной в мире, а сейчас мы столкнулись с проблемой приобщения детей к чтению книг: современных детей, дескать, куда больше волнуют замена стекла на iphone или новые компьютерные игры, а читать книги их не заставишь. А вот Ирина Рябова уверена, что этот вопрос был актуален всегда. «Работе учителя я посвятила 28 лет, — рассказывает Ирина Михайловна, очень энергичная, красивая, улыбчивая женщина. — Да и сама выросла в семье педагогов — мама и бабушка были учителями. Конечно, в нашей семье много читали — книгу любили и уважали. Но первые годы своей работы в школе я преподавала детям рабочих с завода. В их семьях не читали. Так что приобщать к книгам учеников приходилось и раньше».

Ирина Рябова разработала педагогическую методику, которая помогает обогащать словарный запас, развивать у детей творческие способности и прививать интерес к литературе. На первый взгляд, все выглядит очень просто. Например, учительница и ее школьники делают рукописные «Книги осени». Это всего несколько листков бумаги: на одних тематические рисунки, на других — по паре предложений. Но дети отдают много сил и фантазии, когда работают над такой книгой. В итоге им очень нравится показывать собственные книжки родителям, одноклассникам.

А в прошлом году Ирина Михайловна решила, как теперь говорят, применить инновационный подход. Под ее руководством была издана настоящая книга­-брошюра «Буквенный балаган». В нее вошли рассказы­-тавтограммы, сочиненные всеми учениками 2 «В» класса. Каждый ребенок попробовал себя в роли писателя и художественного оформителя своей странички. И очень важно, что детям помогали их родители. «Не передать словами радость ребят, когда я отдала им книги, — вспоминает Ирина Михайловна. — Они не верили: с виду настоящая, «взрослая» книга, а внутри — их рассказы».

Помимо этой работы, на каждого ученика создают специальное портфолио, в котором собраны их работы. Школьники на каникулах читают книги, которые им нравятся. А затем делают иллюстрации к рассказам, создают обложки. Еще в классе Ирины Михайловны ученики ведут читательский дневник, где делают подробное описание книг, которые прочитали — автора, тему, жанр, а также, что им понравилось. Вообще Ирина Рябова всегда ратует за то, чтобы дети, помимо обязательной школьной программы, сами выбирали произведения для чтения. Именно так, по ее мнению, ребят можно заинтересовать.

А еще ученики младших классов «Державы» постоянно ходят в детскую библиотеку, участвуют в конкурсах, спектаклях. К слову, класс Рябовой в прошлом и в этом году стал победителем конкурса «Лучший читающий класс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *