История с душком

Чиновники от образования открестились от того, что продают в школьных буфетах.

Масштабная кампания по проверке качества питания в учебных заведениях региона прошла зимой этого года. Депутаты ходили по школам и пробовали то, чем кормят детей. Вердикт – еда не только полезная, но и вкусная.
Стартовал новый учебный год и выяснилось, что за видимым благополучием школьного общепита как-то совсем забыли о школьных буфетах. А там, как оказалось, за качество продукции вообще никто не отвечает.

Я — не я, выпечка – не моя
Не секрет, что дети в еде капризны. Поэтому школьные завтраки едят не все и не всегда. Тратить средства, притом что ребенок периодически будет оставаться голодным, родители одного из учеников 12-ой школы Обнинска посчитали нецелесообразным и пошли по другому пути. Они ежедневно давали ребенку деньги, на которые он покупал в школьном буфете то, что ему нравится.
Такая схема не вызвала волнения обнинцев, ведь в наукограде всегда очень пристально следили за качеством школьного питания. Но оказалось, что люди сильно ошибались. За тем, что продают в буфете, контроля вообще нет.
В один из дней ребенок съел купленную сосиску в тесте, а уже через полчаса почувствовал себя плохо. Вывод напрашивался сам собой – пища, купленная в школе, была некачественной. Однако директор учебного заведения заявила, что она вообще ответственности за выпечку не несет, а просто сдает помещение в аренду.

Когда QR-код не работает
Рассказать, как контролируют качество питания в школах, мы попросили начальника управления общего образования Татьяну Волнистову. Она объяснила, что когда по конкурсу определяется поставщик питания в образовательные организации, то в контракте предусматривается, что он может организовать буфет, арендовав у школы площади. Но это уже отдельный договор. Перечень продукции, как горячего питания, так и буфетной, согласовывает главный санитарный врач наукограда, но норма эта не обязательна. А дальше пути расходятся.
Горячее питание оценивают специальные комиссии и ответственные лица, хотя и здесь система сомнительна.
— Все продукты отслеживаются через систему «Меркурий», т.е. мы по маркировке через QR-код можем увидеть, где поставщик купил масло, муку и так далее и в какой момент это произошло, — объясняет Татьяна Валерьевна.
Каждая хозяйка знает, что купить продукты – это лишь половина дела, главное, как их хранить. Где гарантия, что тот же продавец соблюдал температурный режим и нормы? Никакой. Невозможно проверить и как хранились ингредиенты у самого поставщика.

Деньги получает школа, а контролируют продукцию родители?
Повара советской школы объясняют, что даже самая хорошая котлета через час становится «отравленной», так как там развиваются бактерии. И такая пища легко может вызвать несварение желудка. Конечно, на обедах и завтраках еда не задерживается, а вот когда была приготовлена буфетная выпечка, не знает никто. Ведь на организацию этой схемы питания бюджетные деньги не тратятся, а значит, и контролировать ее ни школа, ни управление общего образования не хотят.
— Родители на это имеют право, т.к. муниципальный контракт распространяется только на горячее питание и это мы отслеживаем, — говорит Волнистова. — Фактически покупая буфетную продукцию, люди заключают неписаный договор с поставщиком питания и как потребители могут требовать все, что считают нужным.
Но родителей рядом с детьми в школе нет. Да и сложно представить, что каждый день они будут проверять, чем кормят их детей. Получается, что при видимом благополучии в этом вопросе фактически все пущено на самотек. И если завтра кому-нибудь из детей вновь станет плохо, виновных не окажется, да и доказать, что произошло это возможно из-за съеденной буфетной булочки, фактически невозможно.

Цифровизация в школах — только на словах
Решить вопрос могло бы введение в школах безналичной оплаты и соответствующей программы. Там родители могли бы заранее выбрать по меню, когда их ребенок будет завтракать и обедать, и необходимость есть всухомятку из буфета отпала бы сама собой. Руководство школы заверяет, что такая система заработает на днях, а в управлении общего образования с высказываниями более осторожны и говорят, что многие родители сопротивляются цифровизации в сфере образования.
— В основном люди опасаются раздавать персональные данные сторонним лицам, — объясняет Татьяна Валерьевна. – У нас есть случаи, когда в электронных журналах дети значатся, как «Ученик 1», «Ученик 2» и так далее.
В тех школах, где платформы по питанию функционируют, потом очень долго приходилось «разруливать» конфликтные ситуации. «Наступать на те же грабли» в управлении общего образования не собираются, поэтому предварительно проведут разъяснительную работу с директорами и родителями. Внедрять же систему будут не раньше начала следующего года. Такие планы строят уже лет пять и то, что в этот раз они воплотятся в жизнь – большой вопрос. Ну а пока чиновники от образования все силы бросят на моральную подготовку родителей, дети будут есть непонятно что в школьных буфетах. Вот такая история с душком получается.
Тимофей Комиссаров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.