Директор МП «ОПАТП» Дмитрий Козаков: «Большие автобусы – это роскошь»

На днях в транспортной сфере города произошло сразу два значимых события. Первое неприятное, но необходимое – повысилась плата за проезд в общественном транспорте. Теперь потратить на маршрутку обнинцам придется 22 рубля, вместо привычных 20. Второе – долгожданное, парк МП «ОПАТП» впервые за много лет пополнился новыми автобусами.

Медленно ползущее транспортное средство, от которого валит черный дым – такая картина уже давно не удивляет обнинцев. Люди знают, что так выглядит муниципальный транспорт, изношенность которого достигает чуть ли не 100%. Оно и понятно, последний раз массовая закупка транспорта проводилась семь лет назад, в 2014 году еще один автобус подарила область. При таком раскладе не удивительно, что из 28 автобусов «ОПАТП» лишь 16 признаны технически исправными.

Когда МП «ОПАТП» было монополистом на рынке пассажирских перевозок города, вопрос с обновлением парка решался быстрее. После выхода на линию многочисленных маршруток, которые и ездят быстрее, предприятие вынуждено балансировать на грани, часто работая в убыток. Ведь медленно ползущие автобусы ходят почти пустыми.

— Убыток у нас не из-за того, что на балансе числится много площадей, — считает директор МП «ОПАТП» Дмитрий Козаков, – все это потому, что стоимость проезда низкая. Да и стоимость эксплуатации большого автобуса на один километр в пять раз выше, чем у маршрутки. Большие автобусы – это вообще роскошь.

И все же обновляя автопарк, предприятие вновь делает ставку на вместительные автобусы. Два новеньких «МАЗа», которые могут перевезти 72 пассажира, приобретены за счет собственных средств перевозчика, два микроавтобуса «Хендай» приехали из Калуги. До конца года «ОПАТП» купит еще один автобус на 54 места. В ближайшие три года предприятие должно изыскать 18 миллионов рублей, чтобы расплатиться за транспорт.

На вопрос, зачем покупать большие автобусы, если можно купить маленькие, которые будут заполняться и не в часы-пик, и приносить большую прибыль, Дмитрий Юрьевич отвечает, что не только экономика здесь играет роль:

— Наше предприятие создано не для зарабатывания денег, мы выполняем и социальный заказ, удовлетворяя потребности населения. Так, пожилым людям удобнее заходить в низкопольный большой автобус, а не в маршрутку, да и мамочки с колясками тоже могут в нем передвигаться.

Стоит отметить, что новые транспортные средства оборудованы по последнему слову техники: есть там и розетки для зарядки гаджетов, и откидывающиеся пандусы, и автоинформатор. Установлены система ГЛОНАСС и валидаторы. К слову, последние стоят на всех муниципальных автобусах, но пока бездействуют. Много лет администрация Обнинска пытается ввести систему безналичной оплаты в городском транспорте, однако до сих пор эти действия успехом не увенчались.

— Все стоит денег, стоимость самого валидатора, его установка и обслуживание – это приличные затраты, — объясняет Козаков.

Такие траты, как муниципалам, так и частному бизнесу не выгодны. Еще один минус валидаторов – это вывод из тени сферы пассажироперевозок, что тоже не на руку частникам. И все же в новой конкурсной документации на право перевозки горожан такой пунктик опять будет присутствовать.

Это, пожалуй, все, что пока известно о предстоящем конкурсе. И еще один момент — при разработке новых маршрутов было заявлено, что в часы-пик осуществлять перевозки предстоит большим автобусам, а в остальное время – маршруткам. Как это будет работать на практике – никто не знает. У частных бизнесменов есть транспортные средства

небольшой вместимости, но нет автобусов, у муниципального предприятия есть автобусы, но нет маршруток. Тратиться на покупку транспорта, удовлетворяющего условиям конкурса, никто не готов. Казалось бы, логичным выходом из этой ситуации было бы объединение структур. Но, во-первых – конкурс выиграть может лишь одна компания, а во-вторых – кто захочет делиться доходами?

Директор МП «ОПАТП» не скрывает, что, несмотря на туманность положения, предприятие намерено участвовать в конкурсе и готово к любым формам сотрудничества с бизнесом, но говорить о них можно будет лишь после обнародования условий тендера, которые могут быть обозначены уже в ближайшее время.

Глава обнинской администрации Владислав Шапша дал распоряжение экономическому комплексу до конца недели утрясти формальности и подготовить документацию по четырем новым маршрутам.

Станет ли обновление автопарка для МП «ОПАТП» разовой акцией или в ближайшие три года предприятие сможет купить еще новых автобусов, по словам Козакова, станет понятно до конца года:

— Все будет зависеть от того, как пройдет конкурс, если мы победим, то возможно развитие предприятия, нет — не будет никакого развития.

Сегодня в этой важной сфере больше вопросов, чем ответов. Хотя сохранение муниципального автотранспортного предприятия выгодно как горожанам, так и власти, которая должна приложить все усилия для обеспечения его жизнедеятельности. Ведь МП «ОПАТП» дорого не только тем, что отвечает нуждам населения, его работа — единственный фактор, позволяющий сдерживать, порой, непомерные требования бизнеса. Но для решения этого вопроса работать предприятие должно совсем на другом уровне.

Евгения Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *